SKYFAMILY









main







основное
Главная..................






обучение




общение
pct/menu_0_18.gif
pct/menu_0_19.gif
pct/menu_0_20.gif
pct/menu_0_20.gif








 

 

КЕМ ЦЕРКОВЬ ЖИВА

- Зачем ученики Твои не по­ступают по преданию старцев? - Он сказал им в ответ:

- Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив запо­ведь Божию, держитесь предания чело­веческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое преда­ние?

Из диалога Христа с фарисеями (Ев. Марка 7:5-9)

Когда Иисус вознесся на небеса, там ангелы окружили Его и спросили:

— Остался ли на земле кто-нибудь, кто будет говорить о Тебе другим людям, продолжить Твое дело? - Иисус ответил:

— Да, там осталось 11 учеников Моих. Ангелы, зная несовершенство людей, непостоянство их, сказали:

    А если они забудут или еще что-то случится?

    У Меня нет других, только они.1

Это легенда. Возможно, такого разговора никогда не было, но она хорошо передает христианское понимание служения Церкви на земле. Но как бы то ни было, слава Богу, когда Он выбирает людей и начинает Свое дело в них, то доводит его до конца. Это правда Писания: начавший в нас доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, то есть до дня Его пришествия на землю (Филип.1:6). Это не значит, что те­перь мы застрахованы от любых неприятностей, и мы никогда не станем жертвой заблуждений. То, что Господь создал Цер­ковь, как Тело Свое, не значит, что каждая поместная церковь - маленькие части Вселенской Церкви — никогда не падет, что в ней всегда будет действовать Дух Святой, что ей гарантирована безошибочность в жизни и суждениях. Увы! История показывает, что по местам церкви переживали расцвет, затем угасание, упадок, а некоторые со временем вообще исчезали. Иисус знал, какие опасности угрожают Церкви: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Мф.24:24).

ВОЙНА ПРОТИВ ЦЕРКВИ

В наши дни мы лично наблюдаем исполнение этого пророчества. То там, то здесь, появляются лживые христы, мессии, которые объявляют себя посланниками небес. Но, к сча­стью, безумие их скоро обнаруживается, так что они не много успевают (2Тим.З:9), хотя вред от обмана бывает весьма ощу­тимым. Например, вослед за скандально прославившейся Ма­рией Дэви-христос последовало, по некоторым данным, до 70 000 человек и многие судьбы были искалечены ложью.

Уже на глазах апостола Павла, опасности, подстере­гающие Церковь, стали приобретать зримое очертание. Об этом он говорил, прощаясь с пресвитерами Эфеса:

Я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь учени­ков за собою.

Древнерусская рукопись

Обратите внимание, он обращается к лидерам церкви: Из вас самих вос­станут люди, которые будут говорить превратно.  Посему,

Какое  же средство за­щиты видит апостол?

   Ныне  предаю  вас, братья, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со        всеми      освященными (Деян.20:29~32). 

Если бы нам посчастливилось быть в церкви,  где служил апостол Павел,  слушать его проповеди,  быть свидетелем многих чудес, то было бы трудно согласиться с эти ми словами: предаю вас, братья, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более чем я.

Спустя тысячи лет мы назидаемся словами апостола и все же он настаивает: есть нечто большее, чем он, вернее, Некто больший — Бог и слово благодати Его. А ведь, в самом деле, они не располагали еще Новым Заветом, книги пока еще писа­лись. Далеко не каждый имел Библию, ибо она была редкой и дорогой книгой. Это должно воодушевлять нас: мы располагаем сегодня большим, чем даже служение Павла — с нами Господь, с нами Дух Святой, с нами Слово Божие!

Мы располагаем на­дежной защитой от заблуждений, ибо с нами Тот, Кто назвал Себя Путем, Истиной и Жизнью (Иоан.14:6). В этом отличие евангельской, Христовой веры от религий. Они указывают, точнее, претендуют на то, что указывают верный путь к Богу и с помощью длинного свода человеческих правил и постановле­ний говорят, какой шаг должен быть первым, какой вторым и так далее, вплоть до окончательной цели. Вот уж, поистине, «есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти»-. (Пр. 14:12).

Христос поступает иначе, Он говорит: Я — Путь. Кто с ним, тот на верном пути, кто без Него, то пусть он, как гроссмейстер, просчитает наперед все свои шаги до самой смерти — обязательно ошибется, уже ошибается. Когда Англия выступила в защиту Польши и объявила войну Германии в 1939 году, ко­роль Георг VI обращаясь к народу по радио, прочитал слова из поэмы Луи Хавкииа «Ворота в новый год»:

Я сказал человеку, стоящему у ворот года:

—Дай мне свет, чтобы я мог безопасно войти в неиз­вестность.

И он ответил:

Иди во тьму и вложи свою руку в руку Божию,

Это будет для тебя лучше, чем свет

И безопасней, чем знакомая дорога.

Наше духовное здоровье зависит от одного условия: быть во Христе, который есть путь, истина и жизнь. Сам живой Христос, Его присутствие в церкви предохраняет ее от заблуж­дений, поражений, падений в искушениях.

ЦЕРКОВЬ АПОСТОЛОВ

Апостольская Церковь началась именно с того момента, когда Иисус вернулся, как и обещал:

— Не оставлю вас сиротами, приду к вам (Иоан.14:18).

Он вернулся не в человеческом облике, как прежде, но пришел Духом. До дня сошествия Святого Духа Церковь не служила: ученики сидели в горнице и, молясь, ожидали. Когда же Он пришел, Церковь ожила, потому что Дух животворящий оказался посреди них. В Нем заключается жизнь Церкви. Там, где есть Господь посреди собрания — там Церковь! Там, где есть храмы, иерархия, традиции, книги, драгоценная утварь, тысячи последователей, звучные имена, ангельское пение, но нет Христа, нет Духа Святого - там все, что угодно, но не Церковь. Такое понятие Церкви дает нам Евангелие. И ранняя церковь переживала это реальное действие Бога в ней. Когда мы раскрываем Деяния Апостолов, книгу, описывающую жизнь первой церкви, то едва ли не на каждой странице встречаем про­явление Христа, как Главы, Головы Церкви, Который посредством многообразных связей, управляет ею как Своим Телом (Еф.4:15,16). Это управление проявляется во всем, начиная с говорения на языках, «как Дух давал им вещать», далее - в руководстве проповедью, в результате которой обратилось 3000 человек; в стойкости в испытаниях, когда и ответ на угрозы старейшин иудейских «Петр, исполнившись Духа Святого», бесстрашно обличил их в грехе отвержения Мессии, — а ведь речь идет о тех же самых людях, которые всего несколько дней назад в страхе прятались за тяжелыми засовами, боясь пока­заться в городе.

Христос управлял Церковью при решении внутренних проблем. Когда греко-язычным евреям показалось, что их вдов обделяют в ежедневной раздаче пищи, то апостолы предложили собранию избрать именно из греко-язычной общины "семь человек, исполненных Духа Святого и мудрости" для распределения пищи среди нуждающихся. Так в самом зародыше был потушен очаг недовольства.

Христос посылал верующих на миссионерский труд. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я при­звал их»- (Деян. 13:2).

Дерек Принс отмечает, если убрать из Деяний упомина­ния о сверхъестественном руководстве Церкви Духом Святым, то не останется ни одной неизуродованной главы. Вот чем сильна Церковь, вот почему врата ада не одолеют ее – там Дух Святой, там Бог. Не потому, что она освящена традициями или за ней стоит мощный государственный аппарат и поддержи­вает ее штыками.

Но такая жизнь требует непрестанной духовной трезво­сти:

— Итак, бодрствуйте! (Мф.24:42).

— Бодрствуйте в молитвах! (1 Петр.5:8).

—Непрестанно молитесь (1Фесс. 5:17).

—Молитесь во всякое время духом (Еф.6:18)

— Стойте в вере (1Кор. 16:13).

— Слово    Христово    да    вселяется    и    вас    обильно (Кол. 3:16).

— Исполняйтесь Духом (Еф.5:18).

Подобными призы­вами наполнено Священное Писание, ибо равнодушие к Слову, пренебрежение мо­литвой, сонливость приво­дят к духовному бесчувст­вию, тупости, огорчают Духа Святого и в итоге, изгоняют Христа из жизни, как отдельных христиан, так и церкви. Тому в исто­рии много примеров, это происходит и сейчас. Что­бы история церквей не лег­ла тяжким бременем на душу, думаю, следует от­нестись к ней так, как говорил ап. Павел об отношении его со­временников к истории еврейского народа: «Это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Они (т.е. образы) описаны нам в наставление, по­сему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:6,11-12). Чему же учит нас история?

 

      ЛЮДИ ВМЕСТО БОГА

А знают ли они Бога?
- Дорогой мой, не только знают, они Его каждый день видят!
- Как они Его видят?
- Так Он у них на стеночке висит! На стеночке, понимаешь?
- Подожди, как такого большого Бога на стеночку?
- На стеночку, на гвоздик и а уголок!
- Да как же Бога в уголок-то?
- Он у них маленький, понимаешь, маленький! В рамочке!

(из диалога Сатаны с Религией Теософьевной. 

С. Комягин, пьеса «Царство тьмы».)

Некоторые церкви стали утрачивать руководство Духа Святого еще при апостолах. Уже в писаниях апостолов мы встречаем упоминание этого настораживающего процесса. Послание Павла к Галатам, в котором апостол убеждает галатийских христиан не остаться без благодати, не уповать на собст­венную праведность. Кажется, благое намерение — исполнять закон, чтобы утвердить полученное по вере спасение. На самом же деле — скрытое богохульство, унижение крестного подвига Христа, потому что надеющиеся на оправдание по делам, тем самым заявляли Богу, что голгофской жертвы Сына Божия не­достаточно для спасения. Апостол Иоанн в 3-ем Послании обли­чает некоего Диотрефа, превратившегося в диктатора церкви, изгоняющего из нее неугодных, глухого к голосу Духа Святого.

УЧЕНИКИ АПОСТОЛОВ

Далее, при апостольских учениках, среди которых наи­более известные — Климент Римский (ок.30-100), Поликарп Смирнский (ок.70-155), Игнатий Антиохийский (ум. 107) в церкви все настойчивее стал проникать иной дух. Особенно это заметно в посланиях Игнатия. Вот что он писал в 107 году:

«Все   почитайте   диаконов,   как   заповедь   Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм Апостолов. Без них нет Церкви». (К Траллийцам, 3)

«Ничего не делайте без епископа и пресвитеров». (К Магнезийцам, 7) И наконец:

«На епископа должно смотреть, как на Самого Господа». (К Ефесянам, 6)1

Обратите внимание, эти слова принадлежат пастырю антиохийской церкви, той самой, где верующие впервые назвались христианами, откуда Дух Святой отправил на миссионерское служение апостола Павла, где так наглядно проявлялся Христос, как Глава Церкви. Едва ли прошло 10 лет после того, как Иоанн записал слова Христа:

«Утешитель же Дух Святой, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я го­ворил вам ». (Иоан. 14:26).

А потом, в соответствии с ними, свои:

«Помазание, которое вы получили от Него, в вас пре­бывает и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте». (1 Иоан.2:27).

Известно, что Игнатий был учеником апостола Иоанна, откуда же это противоречие учителю?

Игнатия нельзя заподозрить в лукавстве — он, отправ­ляющийся на арену амфитеатра в пасть львов-людоедов со сло­вами: «Я пшеница Божия — пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым», не мог пресле­довать корыстные цели, он искренне верил в то, что епископ является наместником Иисуса в церкви:

«Епископ председательствует на месте Бога, пре­свитеры занимают место собора апостолов, и диаконам... вверено служение Иисуса Христа». (К Магнезийцам, 6)

По сути, боясь ересей и разделений, Игнатий поверил в то, что не Бог силен сохранить церковь, а человек. Новый Завет ясно говорит, что Христос не нуждается в наместниках или посредниках — Он Сам, лично присутствует посреди собрания верующих (Мф.18:20). Если же реального переживания Христа в церкви нет, то приходится искать какую-то замену. Авторитетный православный историк, д-р М. Э. Поснов признает: «За прекращением харизматических2 служений, они (церкви) нуждались в объединяющих их органах».3 Этими  органами стали епископы  и   таким образом, с благими намере­ниями, во главе церкви стал человек вместо Бога.

ИЕРАРХИЯ

Начиная со второго века, церкви во многих местах фор­мируются как светские организации  с  жесткой  иерархической структурой и беспрекословным  подчинением  нижестоящих  вы­шестоящим.    К    IV    веку    церкви    возглавлялись    епископом монархом,   архиепископом,   митрополитом      иных   местах   он назывался папой, примасом).  Ему подчинялись епископы поместных общин, тем, в свою очередь, пресвитеры и далее, диаконы. В помощь диаконам папа Фабиан (236 - 250) учредил разные вспомогательные должности:   иподиаконов,   привратников,   аколуфов.  До этого уже возникли лекторы,  экзорцисты,  чтецы  и заклинатели — целое религиозное министерство!4

Чтобы  оправдать  существование  столь  многочисленной армии служителей, потребовалось создать богословскую теорию т.н.  «апостольской преемственности».  Согласно ей,  как отец-царь передает по наследству свою власть сыну, так-де и в Церкви Господь Иисус передал власть апостолам, те в свою очередь передали ее епископам и, так далее, по эстафете. Поэтому не так важно, каким является служитель — рожден ли он свыше, действует ли в нем Дух Божий, благочестив ли он. Главное получил ли он свои епископские полномочия от вышестоящих иерархов и если да, то будь он трижды язычником, как «преемник апостолов», он является господином своей общины и она не может отрешить его от должности.  Высшим достижением такого «богословия» можно принять изречение из «Дидаскалий», цер­ковного документа середины III века:

«Епископ  могущественный  царь для  вас;  он, управляя вместо Бога, должен почитаться вами, как Бог... Благоговейте перед ними и воздавайте им всякие почести... Царь властвует, конечно, только над телом... епископ же властвует и над душею и над телом».5

Насколько оно противоречит Петру, на которого любили ссылаться церковные авторитеты, может заметить каждый, знающий слова апостола: «Пастырей ваших умоляю я, сопастыръ...: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». (1Петр. 5:1-3). Как отличается дух авто­ра «Дидаскалий» от Духа Писаний!

Если и можно говорить об апостольской преемственно­сти, исходя из Нового Завета, то только о духовной преемствен­ности учения, чтобы христиане «утвержденные на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеуголь­ным камнем» (Еф.2:29), не начинали строить другой фундамент веры в духе автора «Дидаскалий».

 

 

КОММЕНТАРИИ О ПРОЧИТАННОМ ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ - НАЖАВ ЗДЕСЬ

 

 
   

 

наверх

www.skyfamily.ru
Copyright © 1999-2014 "Skyfamily". All rights reserved.

Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцами

Оптимизировано для просмотра в браузере Internet Explorer 5,0 и выше