SKYFAMILY









main







основное
Главная..................






обучение




общение
pct/menu_0_18.gif
pct/menu_0_19.gif
pct/menu_0_20.gif
pct/menu_0_20.gif








 

 

ГЛАВА 4.  ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАДИИ УКЛАДА: ФЕОДАЛИЗМ

С распространением христианства в апостольскую эпоху библейский уклад вышел на широкую историческую арену. Та духовно-экономическая действительность, с которой соприкоснулся библейский уклад, была ему чужда, ибо это было рабовладельческое общество, мистически ориентированное на многобожие.

Поэтому воздействие  уклада на рабовладельческое общество было двояким: в социально-экономической сфере оно заключалось в постепенном устранении рабовладельческих отношений через возвращение людей в четвертый проективный уровень уклада, а в духовной - преодолении многобожия через возвращение во второй интеграционный уровень уклада (т.е., говоря более привычным языком, через воцерковление).

В результате этих процессов возникло феодальное общество, которое было лишь начальной, во многом несовершенной и противоречивой, исторической стадией библейского уклада.

                          Дезинтеграция рабовладельческой системы

Цитаделью рабовладельческой системы была Римская империя. Кризис этой системы наступил во II - III вв., т.е. по историческим меркам почти синхронно с распространением христианства. Духовная истина, выражаемая третьим библейским принципом четвертого укладного уровня (запрет рабства и экономическая норма наемного труда), обнаружила свою действенность в факте распада рабовладельческих отношений как неэффективных, т.е. лишенных внутренней всеобщей благодати.

Внешний, экономический механизм кризиса в общих чертах был таков. Начиналась и усиливалась деградация сельского хозяйства, что проявлялось в возврате от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, забрасывании земель или превращении их в пастбища. Возможности ведения завоевательных войн были исчерпаны - Риму уже было трудно удерживать под контролем завоеванные земли.

Сократился приток рабов и они стали дорогими. Использование рабов только на основе прямого принуждения становилось явно невыгодным, и рабовладельцам пришлось искать способы материального стимулирования рабского труда. Так появился пекулий - самостоятельное хозяйство раба, в котором раб хозяйствовал по своему усмотрению и лишь был обязан отдавать хозяину определенную часть своих доходов, платить оброк.

Появились новые законы, по которым раба нельзя было убить, разрушить его семью или отобрать у него пекулий. Эти законы свидетельствовали, что в рабовладельческом обществе начинал набирать силу и четвертый библейский принцип, принцип частной собственности, который для всех законопослушных членов общества содержит гражданские гарантии  неприкосновенности личности и ее собственности.

Крупные землевладельцы стали сдавать участки своей земли крестьянам, которые назывались колонами (см. 2, с.19-20). Так внутри рабовладельческой системы происходило формирование социально-экономических отношений четвертого проективного уровня библейского уклада, ибо пекулий и колонат уже являлись формами реализации третьего и четвертого библейских духовно-экономических принципов.

Экономическая наука обычно подчеркивает, что базисной причиной краха рабовладения является низкая производительность труда рабов, лишенных какой - либо внутренней мотивации для трудовой деятельности. Это верно, но в духовно-экономическом исследовании необходимо пойти дальше и четко определить, что отсутствие мотивации в человеке есть отсутствие благодати, сходящей на него с неба.

 Именно потому что принципы рабовладельческого хозяйства противоречили принципам четвертого укладного уровня, а именно уровня всеобщей благодати, трудовая деятельность рабов не питалась всеобщей благодатию в необходимой мере и потому  была малопроизводительной.

Оторванность от воли Бога, явленной в Его хозяйственных заповедях, послужила фундаментальной духовной причиной кризиса  рабовладения, который начался именно с вынужденного внесения в экономику таких форм хозяйственных отношений (пекулий и колонат), которые хотя бы в чем-то соответствовали заповедям и потому обеспечивали бы приток всеобщей благодати (управляющих воздействий Бога) и появление у рабов хозяйственной мотивации.

Следовательно, идеология рабовладельческой системы прямо противостояла принципам библейского уклада и была инспирирована антибиблейским укладом. Соответственно, кризис рабовладения знаменовал важный этап преодоления библейским укладом сопротивления своего противника.

Действительно, в Y веке цитадель рабовладения - Римская империя - рухнула. То, что звучит суховато в духовно-экономическом исследовании, выглядит крайне драматичным в исследовании Священного Писания.

 В Комментарии к Апокалипсису прот. А. Мень отмечал, что образ огненно-красного дракона, восставшего против Церкви, в земной реальности ведет к Риму: «Недаром у него семь голов: они напоминают о семи холмах, на которых стоит Рим. Недаром у него десять рогов: рога как символ силы в книге пророка Даниила и в других апокалиптических книгах, часто обозначали царей, а как раз ко времени Нерона, ко времени написания Откровения Иоанна, сменились, начиная с Юлия Цезаря, десять цезарей» ( 3, с.109-110).

Поэтому тот процесс, который с точки зрения земного наблюдателя, был просто постепенной заменой одной неэффективной (рабовладельчество) хозяйственной системы на другую, более эффективную (феодализм), был на самом деле земным отображением той борьбы, которая велась вокруг судеб человечества силами Ангельского мира, предводимого Богом, и демоническими силами.

В духовно-экономическом исследовании (в нашей терминологии) эта борьба определяется как противостояние библейского и антибиблейского укладов.

                Формирование феодальной стадии

Формирование феодальной стадии библейского уклада связано с укреплением в обществе принципа запрета рабства и, на этой основе, перестройке отношений собственности. Основным объектом собственности в рассматриваемый исторический период была земля.

 Эволюция отношений земельной собственности в сторону развития частной собственности на землю выражала реализацию четвертого принципа исходного проективного уровня уклада. На базе специфически феодальной частной собственности на землю и формировались основные хозяйственные отношения феодализма.

Что же представляла собой в Европе YII - IX вв. (в частности, у франков) феодальная земельная собственность? Феодальная собственность на землю характеризуется правом на получение ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на ней. Рента не имеет произвольного характера, она определена законом или обычаем.

Феодальные отношения собственности на землю выстраивались между двумя субъектами такого права: феодалом, имевшим право на получение ренты, и крестьянином, имевшим право распоряжаться этой землей. Феодал не мог отобрать у крестьянина землю, а крестьянин мог эту землю как передать по наследству, так и продать. При этом к покупателю земли переходила и обязанность платить ренту.

Хозяйство феода было натуральным, т.е. производимый в хозяйстве продукт потреблялся внутри феода, и движение продукта из области производства в сферу потребления не нуждалось в посредничестве денег. Сами феоды были весьма схожи по общим условиям хозяйствования, сколько-нибудь заметной специализации, отличавшей один феод от другого и создававшей стимулы к развитию обмена, не наблюдалось.

Поэтому экономических стимулов для развития торговли было еще недостаточно, и торговля характеризовалась крайне небольшими объемами. Но она существовала, и ее существование в небезопасных условиях средневековья часто ставилось под угрозу возможностью разбойного нападения или ограбления.

Очень важный факт: первоначально наиболее безопасным местом для торговли были помещения церкви. Это говорит о том, что именно церковь встала на защиту пятого принципа библейского уклада в то время, когда не было ни надлежащей инфраструктуры, ни самой развитой потребности в торговле. Впоследствии торговля была перенесена на площадь перед церковными зданиями, которая находилась под духовной защитой церкви.

Здесь мы подошли к вопросу, какова была структура библейского уклада в  период становления феодализма и какие задачи решались в рамках уклада. Основной вывод заключается в том, что в указанный период структура уклада была неполной. Что имеется в виду под неполнотой уклада?

Это означает, что реальная экономическая жизнь людей только начала вовлекаться в соответствующие укладные уровни. Так, из пяти принципов исходного (четвертого) проективного уровня только первые два (третий и четвертый неразвернутые принципы - запрет рабства и частная собственность) стали ощутимо определять течение хозяйственной жизни, причем пережитки рабства в виде наличия в феодах рабов-сервов и крепостничества еще долго давали о себе знать.

Поэтому неполнота уклада не есть неполнота его внутренней структуры, а есть неполнота вхождения хозяйственных отношений людей во внутреннюю целостность уклада, познаваемая как различие между внутренней целостностью уклада и степенью сопричастности экономики этой целостности. Обретение полной сопричастности или полного вхождения экономики во внутреннюю целостность библейского уклада является долгим духовно-экономическим и историческим процессом, далеко выходящим за рамки феодализма.

Другой важной особенностью было то, что даже на столь ранней стадии как период формирования феодализма, активно действовал второй укладный уровень. Активность второго укладного уровня в духовно-экономическом понимании означает, что Церковь Христова уже была достаточно многочисленной и ее члены активно воздействовали на хозяйственную жизнь с целью ее изменения в соответствии с библейскими принципами.

Данное воздействие было довольно ограниченным, в том смысле, что оно касалось преимущественно реализации части исходного проективного уровня. Но это была часть, которая составляла стержень хозяйства в период формирования феодализма - вытеснение рабства и охват отношениями частной собственности на землю большинства населения стран  Европы.

                   Зрелый феодализм

Период зрелого феодализма в Европе обычно датируется  XI - XY вв. На этом этапе развития библейского уклада в центре событий находилась реализация пятого принципа исходного проективного уровня, т.е. становление товарообмена, развитие рынков, причем не только товарных, но и финансовых.

Запрет рабства и охват отношениями частной собственности подавляющей части населения территории Европы, что составляло суть этапа формирования феодализма, привели к созданию социально-экономической платформы для развития рыночных отношений.

Важнейшими элементами названной платформы были (1) более высокая производительность труда крестьян по сравнению с рабами, что означало возможность производства излишков продукции по сравнению с минимально необходимыми уровнями потребления внутри феодальный хозяйств,  (2) различия в природно-географических условиях и ресурсонаделенности территорий, что означало возможность выгодной специализации в условиях товарного хозяйства на определенных видах хозяйственной деятельности, и (3) большое количество потенциальных участников товарообмена - не только феодалов, но также крестьян и ремесленников.

Поэтому этап формирования феодализма объективно вел к развитию торговли, становлению рынков. Внешние факторы - такие, как знакомство феодалов-рыцарей с восточными товарами, не производимыми в их хозяйствах - заметно усиливали тенденцию к развитию рынка, но не создавали и не определяли ее.

С развитием торговли феодальные хозяйства теряли свою замкнутость, поскольку часть производимых в них продуктов покидала хозяйство, а часть потребляемых продуктов поступала извне. Процесс обмена товарами, понятно, предполагал возрастающую роль денег в нормальном функционировании хозяйства.

Поэтому феодальная форма частной собственности на землю, создав базу для развития товарообмена, испытала сильное обратное влияние со стороны рынка, приведшее к существенной ее трансформации. Эта трансформация продолжалась несколько веков и выражалась « в поочередной ликвидации форм феодальной ренты, в переводе их на деньги. Такой перевод феодальной ренты на деньги принято называть коммутацией» ( 2, с.25-26).

Коммутация нанесла сильнейший удар по пережиткам рабства и способствовала тем самым дальнейшему развитию частной собственности. Так, во Франции процесс коммутации начался с ликвидации барщины, т.е. принудительного труда крестьян в хозяйстве феодала. После ликвидации барщины и замены ее денежными платежами ненужным становится и крепостное право, которое также отменяется. Крестьян начинают освобождать за выкуп и даже заставляют их выкупаться.

Освобождение крестьян приводит к тому, что они в гораздо большей степени начинают ориентироваться на рынок: занимаются товарным производством сельскохозяйственной продукции, ремеслом, проявляют мобильность и перемещаются в города, где есть платежеспособный спрос на их продукцию или услуги.

 В этих явлениях обнаруживал себя процесс фундаментального изменения типа социальной структуры. Вместо ригидной, малоподвижной феодальной структуры с ее четкой иерархией и неизменным, предопределенным местом каждого в системе производства и распределения, приходила новая, мобильная структура, основанная на товарообмене и возможностью быстрого изменения своего если не социального, то экономического статуса, выражаемого степенью преуспевания в хозяйственных делах и личным богатством.

Поэтому развитие рынка играло роль центрального процесса в нарождении какой-то новой социально-экономической реальности, сильно непохожей на феодализм. Надо сказать, что роль торговли в развитии духовности людей очень глубоко понималась некоторыми христианскими богословами.

Как отмечает современный немецкий автор Антон Раушер, еще Теодор Критский «указывал на то, что Бог неравномерно распределил богатства и полезные ископаемые среди стран, чтобы с помощью товарообмена связать людей разных рас и народов узами любви» (4, с.33).

Тем не менее развитие торговли вызвало к жизни такие хозяйственные явления, которым носители второго укладного уровня сначала не сумели дать адекватную оценку. Особенно ярко это проявилось в отношении предоставления платных ссуд, которые объективно требовались для торговли, но получили негативную оценку в церковной практике как «ростовщичество».

Практика осуждения платных ссуд отчетливо проявлялась в период раннего феодализма, когда установлениями Церкви предусматривалось суровое наказание как для клириков, так и для рядовых прихожан, замеченных во взимании процентов по ссудам (см. 11, p.52).

В то время такую оценку было трудно оспорить, поскольку большое количество ссуд использовалось на потребительские цели, обусловленные потребностями нормальной жизнедеятельности заемщиков. Постольку и большинство заемщиков можно было квалифицировать как бедных, испытывающих нехватку средств существования. В отношении этой категории заемщиков действовал библейский запрет взимания процентов, и Церковь последовательно проводила его в жизнь.

Проблема возникла тогда, когда в экономической жизни стали развиваться операции не потребительского, а инвестиционного характера (финансирование торгово-закупочной деятельности). Здесь запрет на взимание процентов Библией не предусматривался, однако долгое время богословы и руководители Церкви не решались дать прямую санкцию платным ссудам.

Только в начале XYI в. этот вопрос получает частичное разрешение в виде признания допустимости открытия так называемых благочестивых банков, которые предоставляют нуждающимся займы с низкой (5%) процентной ставкой ( 5, с.176).

Фактически это означало, что в рассматриваемый период наиболее духовная часть участников уклада, члены Церкви (2 уровень) противодействовали развертыванию некоторых укладных процессов исходного проективного уровня. Подобные коллизии ставили малоприятный, но совершенно необходимый для полноценного понимания реальности вопрос, а именно: приход человека к вере не означает его автоматического превосходства над другими в постижении определенных сторон жизни, и потому возможны ситуации, когда Церковь играет не только прогрессивную историческую роль.

Конечно, это не означает, что Церковь не способна осуществлять духовное руководство по развитию укладных процессов в пределах своей компетенции. Напротив, именно она призвана это делать. Но нужно считаться с тем, что Божественное управление через всеобщую благодать направлено на всех людей, а не только на верующих, и потому возможны ситуации, когда участники четвертого уровня уклада яснее представляют в чем состоит воля Бога в отношении экономической жизни, чем участники второго уровня.

В целом феодальная стадия библейского уклада характеризовалась следующей совокупностью явлений:

·   Вытеснением рабства из хозяйственной жизни;

·   Развитием частной собственности в специфической исторической форме феодальной собственности на землю с двумя субъектами собственности - феодалом и крестьянином;

·   Формированием на основе феодальной собственности платформы для товарообмена;

·   Постепенным, хотя и первоначально весьма ограниченным, развитием товарообмена;

·   Растущим обратным воздействием товарообмена на процесс вытеснения рабства (ликвидация пережитков рабства - серважа и крепостничества) и процесс развития отношений частной собственности ( коммутация ренты, формирование торгового и ссудного капитала, повышение в структуре собственности неземельного и несельскохозяйственного компонента - в частности, продукции ремесленничества);

·   Складывание ригидной социальной структуры, а затем постепенное повышение ее мобильности;

·   Экстенсивное развитие преимущественно в сфере сельскохозяйственного производства, отсутствие заметного развития производственно-технологических систем (технологических способов производства);

·   Ограниченная и не всегда позитивная роль Церкви в поддержке укладных принципов.

Первые шесть из перечисленных пунктов в соотношении с двумя последними говорят о следующем. Развитие библейского уклада на феодальной стадии преимущественно заключалась в последовательной активизации трех первых (т.е. третьего, четвертого и пятого неразвернутых библейских) принципов четвертого (исходного проективного) уровня - запрета рабства, частной собственности и товарообмена. Иначе говоря, названное развитие лежало преимущественно в пространстве только одного, четвертого, уровня и было в этом смысле горизонтальным

Активизации же вышележащего второго и нижележащего пятого уровней уклада в период феодализма не наблюдалось, что подтверждалось  довольно ограничительным подходом богословов и церковных руководителей к характеристике развертывающегося в жизни исходного проективного уровня и отсутствием крупных технологических сдвигов в материальном производстве.

В свою очередь, эти факты говорили о том, что духовно-производственный контур на феодальной стадии действовал слабо, ибо его действие выражается, в частности, в активной поддержке Церковью социально-экономического развития и заметным прогрессом в технологических способах производства.

Между тем активное взаимодействие духовной, социально-экономической и материально-производственной сфер, каковое и выявляет духовно-производственный контур, является основным макропроцессом развития в рамках библейского уклада, в котором достигаются основные укладные цели.

 Поэтому отсутствие отчетливого межуровневого взаимодействия на феодальной стадии уклада говорило о том, что эта стадия лишь начальная, еще весьма и весьма несовершенная, реализующая только небольшую часть того потенциала развития, которым обладает библейский уклад. Отсюда и противоречивость феодальной стадии, которая с одной стороны, была альтернативой рабовладению, а с другой долгое время несла в себе пережитки рабовладения и на всем своем протяжении в той или иной мере покоилась на отношениях личной зависимости.

И таких противопоставлений можно сделать много. Например, феодальная форма частной собственности на землю сформировала платформу для развития товарообмена, но именно развитие товарообмена выявило всю ограниченность феодальной собственности и привело к ее глубокой, хотя и неполной трансформации. Все эти факты говорили о том, что феодализм служит лишь преддверием некоторой более высокой стадии библейского уклада.

В заключение приведем оценочные значения коэффициентов, характеризующих развитие уклада (их названия и способ расчета приведены выше, на с. 65-71). Конечно, в отсутствие сколько-нибудь надежной статистической базы и в связи с некоторыми методологическими трудностями приводимые значения коэффициентов скорее отражают взгляд автора, чем являются результатами неких расчетов.

     Таблица коэффициентов

Коэффициенты

Период дезинтеграции

рабовладельческой системы

Период формирования феодализма

Период зрелого феодализма

К0

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

К13

К14

К15

К16

К17

К18

К19

К20

0,05

0,9

0,1

0,0

0,03

0,03

30-50

0,05

0,95

0,9

0,05

0,05

0,06

0,1

0,9

0,0

0,0

0,6

0,4

---

---

0,2 - 0,3

0,7

0,2

0,1

0,05

0,05

25-30

0,1

0,9

0,8

0,05

0,15

0,1-0,12

0,2 -0,3

0,7-0,8

0,0

0,0

0,65

0,35

0,5

0,5

0,6

0,6

0,2

0,2

0,2

0,2

25

0,15-0,2

0,8-0,85

0,9

0,7

0,3

0,2-0,25

0,3

0,7

0,05

0,95

0,7

0,3

0,8

0,2

 

 

 

 
   

 

наверх

www.skyfamily.ru
Copyright © 1999-2014 "Skyfamily". All rights reserved.

Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцами

Оптимизировано для просмотра в браузере Internet Explorer 5,0 и выше