SKYFAMILY









main







основное
Главная..................






обучение




общение
pct/menu_0_18.gif
pct/menu_0_19.gif
pct/menu_0_20.gif
pct/menu_0_20.gif








 

 

ГЛАВА 5. ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАДИИ УКЛАДА: КАПИТАЛИЗМ

Развитие товарообмена и всеобъемлющее превращение общественного производства в товарное является наиболее приметным процессом в формировании капитализма. Процесс этот имел место и на феодальной стадии библейского уклада, но только в рамках стадии капиталистической он набрал необходимую силу для радикальной трансформации социально-экономических отношений, свойственных феодализму.

И это не случайно. Принцип товарообмена восходит к заповедям о любви Бога к человеку, человека к Богу и  человека к своему ближнему. Эти заповеди - главные в христианской вере. Поэтому для библейского уклада развитие товарообмена как центрального социально-экономического процесса означало включение наиболее мощного потенциала его развития.

                             Ранний капитализм

XYI в. ознаменовал вступление Европы в так называемый период первоначального накопления капитала (термин Адама Смита). Объем торговли, постепенно нараставший в средние века, в конце XY в. претерпел скачкообразное расширение.

 Видимой причиной роста торговли были Великие географические открытия, в результате которых средиземноморская торговля Европы превратилась в мировую. Внешняя торговля дала импульс созданию новых форм ее организации: стали возникать и развиваться различные торговые компании, в том числе акционерные, биржи и т.д.

Потребность в финансировании масштабных по меркам того времени торговых операций стимулировала развитие ссудного, банковского капитала. Стало очевидным различие между ростовщичеством и банковским делом. Ростовщик предоставлял кредит феодалам и крестьянам для их личного потребления, взимая максимально высокий процент, причем нередко с целью разорения своих клиентов для присвоения данных под залог земли и ценностей.

Иначе вел себя банкир, который получал от купцов временно свободные денежные средства и предоставлял им кредит в случае нехватки финансовых ресурсов. Процент банкира оплачивался из торговой прибыли, поэтому банкир был заинтересован в процветании купца и взимал процент существенно более низкий, чем ростовщик. Экономической основой таких партнерских отношений был рост масштабов торговли, который позволял при невысоком проценте получать достаточную массу прибыли.

Другим следствием роста объемов торговли были изменения в сфере производства, а именно появление мануфактур, которые лучше справлялись с удовлетворением возросшего спроса, чем ремесленные цехи и  феоды.

Мощное объединяющее воздействие рынка стимулировало преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств (см. 2, с.69-71). Короче говоря, в жизни общества происходили радикальные перемены. Для духовно-экономического исследования первоисточник этих перемен не лежал в спонтанном развитии торговли.

Понимая вышеназванные перемены как часть процессов  развития библейского уклада в Европе, мы прежде всего должны обратить внимание на те серьезные изменения, которые произошли в христианстве в XYI в.

Да, Реформация. Деятельность Мартина Лютера (1483-1546), Жана Кальвина (1509-1564) и других реформаторов привела к появлению протестантских церквей, которые во многом иначе осмыслили проблемы социально-экономического развития и нормы хозяйственного поведения человека. И не просто осмыслили, но сумели выработать новую хозяйственную этику и реализовать ее на практике.

В результате протестанты способствовали зарождению и формированию новой социально-экономической реальности - капитализма. Бесспорен тот факт, что первыми на путь капиталистического развития встали те страны, где преобладали протестантские церкви: Швейцария, Нидерланды, Англия. Эти страны к XYIII в. стали и самыми богатыми странами Европы.

Отметим, что одним из первых и наиболее аргументированно высказавших мысль о том, что протестантская хозяйственная этика вызвала к жизни качественно новое по сравнению с феодализмом общество, был Макс Вебер.

Если говорить коротко, то одним из богословских источников протестантской этики  стало учение Кальвина об абсолютном предопределении, в котором было признание того, что человек не в состоянии изменить свою посмертную судьбу, предопределенную Богом, но через успехи в хозяйственной деятельности может до известной степени узнать о своем предопределении. Чем больше успехи, тем больше надежды на спасение, ибо успех рассматривается как знак Божией милости.

Поскольку хозяйственный успех измеряется величиной накопленного капитала, то ограничения на занятия торговлей или банковским делом снимаются, а сами эти занятия начинают рассматриваться как весьма респектабельные. Большое значение в предпринимательстве начинает придаваться всесторонней рационализации дела, честности, энергичности.

Что же означает появление протестантской этики и ее реализация на практике с точки зрения концепции библейского уклада? Очень многое.

Во-первых, прямое включение в вероучение положений о духовной значимости профессиональной и предпринимательской деятельности означало признание, что экономическое пространство является областью спасительного действия Бога.

Соответственно, открывалась дорога к постижению экономики как духовно-экономической реальности, а участников экономических процессов не только как членов или не-членов Церкви, но и как участников более широкой реальности, того, что в настоящей работе называется библейским укладом.

Во-вторых, быстро развившееся в рамках новой хозяйственной этики понимание экономической деятельности как служения Богу и людям означало активизацию не только второго, но и третьего (см. схему 5) укладного уровня. Т.е. существенно повысилась степень вхождения верующих в более высокий из проективных уровней, а именно в целевой.

В-третьих, сама ориентация хозяйственной деятельности на задачи спасения была признаком вступления в действие фазы «а» духовно-производственного контура четвертого укладного уровня (см. схему  6). Этот последний момент подводит нас вплотную к пониманию того, что происходило в раннекапиталистический период развития библейского уклада.

Происходивший на феодальной стадии процесс освобождения людей от рабства и его пережитков, процесс развития частной собственности и товарообмена привел к формированию в обществе очертаний нового социально-экономического строя, который все больше осознавался как результат действия промысла Божия. Поэтому социально-экономический прогресс объективно содействовал приходу его участников к вере, причем в такой форме, в которой экономическое развитие и участие в нем человека понималось как путь спасения.

В работах основоположников протестантизма мы находим лишь тенденцию к такому пониманию. Как упоминалось выше, Кальвин не считал, что какие-либо действия человека, в том числе хозяйственные, могут изменить его предопределение, которое абсолютно.

  Но подумаем об этом. Уже то, что человек стремится к хозяйственному успеху как знаку Божией милости к нему, может быть осознано как спасительное действие Бога в нем, как положительное предопределение, и тогда хозяйственная деятельность превращается в область проявления или проекции положительного предопределения. При таком подходе к учению Кальвина об абсолютном предопределении оно практически полностью соответствует концепции библейского уклада.

Итак, восприятие в развивающейся социально-экономической действительности воли Бога и потому принятие этой действительности есть вера человека как согласие выполнять волю Божию. Потому христиане-протестанты в полной мере осуществили восхождение с четвертого уровня уклада на второй, т.е. выполнили основную задачу личности, пребывающей на четвертом укладном уровне.

И это восхождение было инициацией фазы «а» духовно-производственного контура четвертого укладного уровня. Как следствие, усилился приток Божественных управляющих воздействий, благодати, который повлек формирование новой хозяйственной этики. Соответственно, формирование новой этики может пониматься как вступление в силу фазы «б», как схождение свыше благодати вразумления и образования ею нравственной основы нарождающихся социально-экономических отношений.

Данная нравственная основа сделала возможными масштабные денежные и другие деловые операции периода первоначального накопления. Вот что пишет российский историк экономической мысли Е.М.Майбурд:

«Честность, умеренность, бережливость, предусмотрительность - таковы христианские добродетели нового бизнесмена. В этом его богобоязненность. «Честный, как гугенот», - говорили англичане в XYII в., когда французские кальвинисты массами эмигрировали в Англию, спасаясь от преследований на родине.

Если прежде среди купцов бытовал девиз «не обманешь - не продашь», то теперь купцы-протестанты говорят: «Обман затрудняет торговлю». Другие поговорки того времени: «Честность - лучшая политика», «Набожность - вернейший путь к богатству». Безбожники друг другу не доверяют, говорили протестанты, в серьезных делах они обращаются к нам. Протестантская вера была гарантией скрупулезного выполнения контрактов. Поэтому так резво стали развиваться в протестантской среде кредит под векселя и банковское дело» (6, с.66).

Еще раз вспомним: в период первоначального накопления торговля резко выросла, товарообмен стал центральным социально-экономическим процессом. Но он не смог бы стать центральным процессом, если бы не сформировалась духовная основа, внутренний стержень этого процесса.

Поэтому период первоначального накопления капитала был периодом первоначального накопления духовного капитала, ибо схождение управляющих воздействий свыше есть начало образования капитала в его духовном смысле.

                                   Индустриальный капитализм

В конце XYIII в. в Англии начался процесс, который радикально изменил экономику стран Европы и Северной Америки. Этот процесс в научной литературе принято называть промышленным переворотом. Его результатом стало возникновение новой производственно-технологической базы человечества, намного превзошедшей все предыдущие достижения в этой области.

С точки зрения концепции библейского уклада произошло следующее. В период первоначального накопления капитала началось действие духовно-производственного контура четвертого укладного уровня, которое выразилось в активизации контурных фаз «а» и «б». После того, как в фазе «б» произошло укрепление социально-экономических институтов новой фазы развития библейского уклада, Божественные управляющие воздействия проникли еще глубже в сознание людей, охватив ту часть сознания, которая была направлена на формы взаимодействия с природой, т.е. преимущественно на технологии получения полезного результата в производственной деятельности.

Поэтому люди стали активно изобретать и использовать на практики новые технологии, которые и легли в основу производственно-технологических систем индустриального капитализма. Эти новые технологии были востребованы потому, что достигнутый уровень товарооборота требовал более высокого уровня эффективности производства, который мануфактуры достигнуть не могли.

В свою очередь, начало технологического переворота означало, что в библейском укладе активизировался пятый уровень, и соответственно процесс горизонтального развития в пространстве четвертого уровня, свойственный феодализму, и процесс активизации второго и до некоторой степени третьего уровней, свойственный периоду первоначального накопления капитала, были дополнены активизацией пятого уровня. Библейский уклад обрел значительную степень реализации и потому мог проявить свой потенциал, что и произошло.

Что здесь понимается под проявлением потенциала библейского уклада? Прежде всего то, что процесс нисхождения Божественных управляющих воздействий в область социально-экономических отношений людей, а затем и далее в область производственно-технологических отношений человека с природой, в результате чего внешняя среда обитания человека преобразуется ко благу человека все более эффективными способами, есть процесс образования капитала как вертикальной, межуровневой реальности библейского уклада.

В существовании этой вертикальной структуры и заключается источник резкого повышения производительности труда и эффективности производства, что имеет место в период индустриального капитализма. Формирование данной структуры потребовало длительного периода подготовительного развития, поскольку эта структура предполагает:

·       освобождение человека от рабства и личной зависимости;

·       развитие частной собственности;

·       высокую степень развития товарообмена;

·       реализацию адекватной этической системы;

·       наличие эффективных механизмов социального регулирования;

·       умение людей встраивать свою деятельность в семеричные циклы.

При наличии данных условий происходит образование и накопление капитала, в рамках которого участники этого процесса выполняют определенные роли. Так, Божественные управляющие воздействия достигают предпринимателя и реализуются в его действиях по организации процесса производства и обращения того или иного товара.

Наемные работники тоже воспринимают такие воздействия, которые реализуются в их профессиональных действиях на их рабочих местах. Ученые и изобретатели получают свыше соответствующую ориентировку, которая используется ими для разработки новых видов техники и технологий.

Товарообмен позволяет координировать действия людей по образованию капитала. Предприниматель использует первоначально накопленный ( в том числе заемный) капитал для финансирования превращения новых технологий в конкретную производственно-технологическую систему: он оплачивает приобретение средств производства и необходимые услуги производственного характера, например, труд менеджеров и рабочих, изобретателей.

Создаваемая таким образом производственно-технологическая система обладает способностью производить большее количество товаров с более низкими издержками, чем традиционные системы. В силу этого обстоятельства, новая производственно-технологическая система приносит большую прибыль, которая используется на ее дальнейшее развитие. Происходит замена менее эффективных систем более эффективными.

Собственником предприятия является предприниматель, и потому получаемая прибыль принадлежит ему, служит накоплению его капитала. Однако это обстоятельство в библейском укладе уравновешивается большей социальной ответственностью предпринимателя - его обязательствами по уплате налогов и участием в социальном регулировании, а также принятием на себя всех рисков, связанных с делом.

 При надлежащем выполнении предпринимателем своих функций его капитал служит не только, а в идеале и не столько ему, сколько всем людям, имеющим то или иное отношение к его делу: покупателям его продукции, наемным работникам и менеджерам, государству, поставщикам и др.

Поэтому источником роста капитала совсем не является некий неоплаченный труд рабочих. Источник роста капитала - Божественные управляющие воздействия, которые превращаются при участии многих лиц в эффективную производственно-технологическую систему, в существовании которой заинтересованы все участники ее создания, функционирования и использования, а отнюдь не один предприниматель.

Обратимся к историческому материалу и кратко рассмотрим ход промышленного переворота и основные проблемы, которые возникли. С технологической точки зрения промышленный переворот начинается с перехода от инструментального к машинному производству, а завершается в основном с переходом от ручного изготовления машин к их производству машинами (см. 7, с.7-8).

Поэтому начало промышленного переворота датируется концом XYIII в. (Англия), а завершение - первой половиной XIX в. (Англия, Бельгия, Франция). В других странах завершение промышленного переворота произошло позже. В Италии, например, в начале XX в.

В принципе, основным технико-экономическим итогом рассматриваемого процесса было: (а) повышение производительности и (б) снижение ресурсоемкости производственно-технологических систем. Первое позволяло удовлетворять возросший спрос в области международной торговли, второе через снижение цен и расширение круга потребителей и увеличение самого потребления приводило к развитию недостаточно емких внутренних рынков.

Соответственно, промышленный переворот был не только ответом на развитие торговли (который не могли дать мануфактуры и ремесло), но и новым ее двигателем. А это уже раскрывало тот специфический способ, посредством которого товарообмен устойчиво становился центральным социально-экономическим процессом, тем, чем он не был на феодальной стадии.

Вот этот специфический способ превращения товарно-денежных отношений во всеобщую и постоянно расширяющуюся форму экономических отношений людей посредством постоянно возникающих и непрерывно совершенствующихся производственно-технологических систем и есть индустриальный капитализм.

Основной смысл этого периода развития библейского уклада заключается в формировании платформы для создания эффективной системы социального регулирования, т.е. реализации шестого духовно-экономического принципа Библии, предпоследнего в исходном проективном уровне.

Это подтверждается анализом как исторического движения в пространстве исходного проективного уровня, так и фазовыми особенностями духовно-производственного контура этого уровня.

 На феодальной стадии происходила реализация принципов запрета рабства и развития частной собственности, в раннекапиталистический период - развитие товарообмена, в период индустриального капитализма товарообмен устойчиво превратился в центральный социально-экономический процесс и подвел к следующему принципу четвертого (исходного проективного) уровня - социальному регулированию.

С другой стороны, в действии духовно-производственного контура четвертого уровня уклада в раннекапиталистический период были активизированы фазы «а» и «б», в период индустриального капитализма - фаза «в». Следующая фаза, к которой подводит индустриальный капитализм, фаза «г» - это переход от нового производственно-технологического базиса к совершенствованию системы социально-экономических отношений, которая должна приводиться в соответствие как с новым производственно-технологическим базисом, так и с задачами духовного развития сообществ людей.

Следовательно, развитие индустриального капитализма не могло не выдвинуть на первый план социальную проблематику. И действительно, промышленный переворот привел к созданию не только новых производственно-технологических систем, но и к возникновению острейших социальных проблем - безработицы, тяжелых условий труда и др.

Эти проблемы были использованы носителями антибиблейского уклада как предлог для заявления в обществе своей идеологии, построенной на отрицании всех принципов библейского уклада. Этой идеологией был марксизм, атеистическая доктрина которого по определению отрицала первые два духовно-хозяйственных принципа Библии, и на основе своих надуманных построений отвергала и другие принципы - частную собственность, товарообмен и др.

В большинстве стран Европы и в Северной Америке антибиблейскому укладу прорваться не удалось. Ему мощно противостояли как христиане-протестанты, так и христиане-католики.

Широкий общественный резонанс получила энциклика  Rerum novarum  (1891 г.), в которой папа Лев XIII по оценке польского специалиста по социальному учению католической церкви Юзефа Майки «признает сам факт существования социального вопроса и общественно – политической борьбы и приходит к выводу, что причиной этого послужили пороки социально – экономической системы, при которой рабочий человек чувствует себя одиноким и незащищенным» (5, с. 296).

          Социалистический путь решения этого вопроса Лев XIII считал неприемлемым, и противопоставил ему модель социальной политики, субъектами которой должны стать Церковь, государство и профессиональные объединения рабочих.

Роль церкви в основном сводилась бы к выполнению трех функций: учителя, воспитателя и олицетворения деятельной любви к ближнему. Государство должно позаботиться о рабочих и обеспечить их всем, что необходимо им для добродетельного образа жизни, т.е. для физического и духовного развития. Однако такое вмешательство государства в экономические отношения допустимо лишь в случаях, когда этого требуют интересы всего общества или его значительной части.

          В энциклике были перечислены вопросы, требующие такого вмешательства:

-                  Защита частной собственности,

-                  Проблема занятости,

-                  Материальные и духовные условия труда,

-                  Защита прав женщины и ребенка,

-                  Вопросы трудовых соглашений и оплаты труда,

-                  Проблема формирования широкого слоя собственников.

          Наконец, сами рабочие имеют право объединяться в профессиональные союзы, которые смогли бы восполнить пробел, возникший в социальном организме после ликвидации либеральным государством тех цеховых объединений, которые существовали со времен Средневековья ( см. 5, с.297 – 298).

         Порожденная промышленным переворотом проблема социального регулирования была вовремя замечена и правильно оценена христианскими руководителями.  Однако практическое решение это проблемы, как это часто бывает,  было достигнуто уже не период  самого промышленного переворота, а в последующий период развития капитализма.

                                     Социальный капитализм

И все же не все так просто. Поступательное развитие библейского уклада показывает, что несмотря на все трудности и препятствия духовного и материального порядка, экономической жизнью людей руководит Бог. Вместе с тем, это развитие осуществляется отнюдь не беспроблемно, и бывает, наступает время, когда груз накопленный ошибок и заблуждений влечет за собой справедливое воздаяние. After all, we are sinners.

Завершение промышленного переворота и второй технологической волны (переход от парового двигателя к электромоторам и ДВС) совпало с таким критическим временем. И об этом было засвидельствовано уже не людьми, а самим Царством Небесным.

В Португалии, в местечке Фатима, Пресвятая Богородица в 1917 шесть раз являлась пастушкам: 10-летней Лусии, 8-летнему Франсиско, 7-летней Жансите. Явления происходили с мая по октябрь, 13-го числа каждого месяца.

Начиная со второго Явления, свидетелями их были соответственно 50, 4000, 18000, 30000 и 70000 сошедшихся со всей Португалии верующих. Во время третьего Явления 13 июля Богородица сказала детям:

«Если вы будете поступать, как Я вам говорю, многие души обретут спасение и воцарится мир. Но если люди не перестанут оскорблять Бога, во времена Пия XI начнется новая, более страшная война. Когда вы увидите озаренную невиданным светом ночь, знайте, что это великое Знамение, посылаемое вам Богом, дабы показать, что Он накажет мир за все его преступления посредством войн, голода и гонений на Церковь и Папу» (см. 8, с.200).

Как известно, это пророчество исполнилось в точности, к сожалению, в негативном для людей смысле. Оно подводило итог всей жизни людей, в том числе и экономической.

С точки зрения проблем библейского уклада, данное пророчество означало следующее:

·   Задачи четвертого укладного уровня решались плохо, люди не использовали свой экономический опыт для перехода на второй уровень, т.е. не обращались к Богу; в силу этого обстоятельства число людей, пребывающих на втором и третьем укладных уровнях было недопустимо малым.

·   Дарованная людям возможность создать индустриальные производственно-технологические системы для улучшения их благосостояния и поощрения праведности через социальное действие была использована во многом неадекватно. Произошло чрезмерное увлечение материальными процессами в ущерб духовности, капитал стал восприниматься как синоним жажды наживы и пренебрежения социальной ответственностью, что создавало опасность прорыва материалистического мировоззрения антибиблейского уклада.

·   Незавершенность вхождения в четвертый укладный уровень (отсутствие реализации на практике принципов социального регулирования и ориентации на семеричные циклы) резко снижало защитный антиконфликтный потенциал общества, что грозило расколами и антагонистическими противостояниями социальных групп.

Действие этих и других факторов привело к тому, что первая половина XX в. было преимущественно временем воздаяния, отмеченным двумя мировыми войнами и временным прорывом антибиблейского уклада в России и некоторых других странах.

Реальное создание комплекса социального регулирования и учета циклических факторов развития в странах Запада произошло уже во второй половине XX в. Полезно, тем не менее, проследить как зарождались элементы этого комплекса в межвоенный  период.

Первое важное обстоятельство, которое необходимо принять во внимание, заключается в том, что на роль главного субъекта социального регулирования быстро выдвинулось государство. При достигнутых к тому времени масштабах, сложности и взаимосвязанности экономических процессов данное явление было, по-видимому, закономерным.

По мнению российского экономиста Г.К. Широкова, изменения во внутренней деятельности государства развитых стран, начавшиеся в 30-х годах, можно разделить на три направления:

(1) Краткосрочные антициклические мероприятия - организация общественных работ за счет текущего бюджета, предоставление льготных займов, стимулирование спроса за счет дефицитного финансирования;

(2) Долгосрочное регулирование экономики - фиксирование минимума цен на отдельные товары, создание механизма для предотвращения накопления товарных запасов, регулирование предпринимательской деятельности отдельных социальных групп;

(3) Мероприятия в социальной сфере - введение пособий по безработице, материальная поддержка семей, находящихся за гранью нищеты и др. (см. 7, с.192).

Анализ перечисленных направлений показывает, что государство сосредоточилось как раз на тех вопросах, которые отражают два завершающих принципа четвертого укладного уровня - социальное регулирование как создание дополнительных по отношению к рыночным каналов движения ресурсов, и адаптацию к семеричным циклам.

В отношении семеричных циклов нужно отметить следующее. Уже в 20-е годы несколько ученых, среди которых был российский экономист Н.Д.Кондратьев, обнаружили существование в экономике длинных циклов длительностью примерно 50 лет. Эти циклы получили название «длинных волн Кондратьева» или «циклов Кондратьева» (см. 9, с.9). Наряду с этими циклами уже давно были известны среднесрочные циклы длительностью около 7 лет. Это ни что иное, как библейские семеричные циклы.

Социальное регулирование государства наиболее сильно изменило рынки труда. Наряду с введением пособий по безработице, страхования по болезни и несчастному случаю и других льгот, была фактически защищена от падения заработная плата (во многом благодаря наличию сильных профсоюзов). Именно с того времени начался рост зарплаты, характерный для последних десятилетий.

Но и в плане адаптации к циклическому характеру экономического развития предпринимались серьезные усилия. Опять-таки, именно в 30-е годы появилась и получила широкое признание наиболее авторитетная экономическая теория, признающая необходимость государственного антициклического вмешательства. Это книга Дж.М. Кейнса (см. 10, с. 224-510).

Все же все это была своего рода подготовка. По настоящему масштабное применение социального и циклического регулирования в странах Запада началось в 50-60-е годы, т.е. уже после второй мировой войны, о которой шла речь в Фатимском пророчестве.

 В послевоенный период началось интенсивное развертывание перехода к новым, постиндустриальным (или научно-техническим) производственно-технологическим системам, высокая эффективность которых подвела необходимый базис под решение социальных и циклических задач.

Результаты были неплохими. Во всяком случае, разговоров об «эре благоденствия», «обществе процветания» и т.д. было много. Базовой причиной достигнутых успехов было то, что в социально-экономической сфере стран Западной Европы и Северной Америки после длительного периода исторического развития воплотились все принципы исходного проективного уровня библейского уклада.

Но это же означает и то, что возможности развития в пространстве четвертого укладного уровня уже исчерпаны. Исчерпаны и возможности «секулярно-гуманистической» идеологии, которая признает базовые принципы исходного проективного уровня, но не выходит за их пределы. Данная идеология начинает все больше приходить в противоречие с теми духовными ценностями, которые были обретены во время Реформации, как бы начинает поворачивать вспять.

Интересное сравнение теологии Реформации и секулярно-гуманистической идеологии приведено Брайаном Гриффитсом:

Теология Реформации         Секулярно-гуманистическая

                                                      философия

Рассматривает работу         Рассматривает работу

как призвание                        как способ получения денег

Ответственность                  Озабоченность настоящим

за будущее

Сбережение,                         Максимизация потребления

инвестиции

Жесткий валютный             Отсутствие жесткого валютного

стандарт/сбаланси-              стандарта, дефицит госбюджета

рованный бюджет 

Семья - основная                 Государство - главный двигатель

единица экономи-               перераспределения

ческого благополу-

чия           

Небольшое прави-                Большое правительство

тельство

Частная собственность                     Госсобственность

Бизнесмены   стремятся                  Экономический человек

к большему, чем прибыль,             живет в аморальном мире

в мире сознательных                        максимизации прибылей

моральных выборов

                                                                                   ( 12,  p.38)

Беглое сопоставление двух колонок показывает, что секулярно-гуманистическая идеология отражает самозамкнутость мышления человека в пределах четвертого укладного уровня, а потому и неспособность решать основные задачи этого уровня, которые как раз заключаются в выходе за пределы исходного проективного уровня, достижении второго укладного уровня и последующем схождении в более высокий по сравнению с исходным целевой проективный уровень.

Работа как призвание человека к определенной деятельности для решения не только земных, но и духовных проблем человека есть выход за пределы четвертого укладного уровня. Но работа как способ получения денег есть пребывание в четвертом уровне, и только.

Ответственность за будущее характеризует понимание, что текущее состояние человека не является самодостаточным, что решающее значение имеет именно духовное будущее, определяемое текущей духовно-экономической деятельностью. Озабоченность настоящим показывает, что мышление приковано к «здесь и сейчас», а значит и локализовано в текущих сугубо земных процессах.

И еще одно интересное сопоставление - семьи и государства. Основная единица экономического благосостояния по теологии Реформации - семья. Реализация христианского духовного пути приводит к самоосознанию людей как единой духовной семьи детей Божиих. Следовательно, и социальное регулирование здесь может осуществляться на основе добровольного перераспределения - помощи, благотворительности, которые индивидуализированы и личностны.  Однако преобладание в обществе людей, не пришедших к вере, ограничивает возможности этого способа социального регулирования.

Как ответ на недостаточность этого способа социального регулирования приходит регулирование государственное. Оно не плохо само по себе. Тем более, что в странах Запада и католики, и протестанты признают, хотя и несколько по-разному, необходимость регулирующей роли государства.

 Речь идет о другом, о том что структура практически реализованного библейского уклада переутяжелена, ибо основная масса людей пребывает на четвертом укладном уровне и сконцентрирована на проблемах экономического и научно-технического развития в отрыве от духовных задач уклада. Именно это мешает в полной мере привести в действие имманентные укладу механизмы развития. Отсюда, в частности, и тенденция к излишней опоре на государство при решении социальных задач.

Там, где должны действовать более высокие закономерности, действуют более низкие. Но практика решения более высоких задач неадекватными средствами в долгосрочной перспективе неизбежно заканчивается провалом.

Реализовав все принципы исходного уровня библейского уклада, западный капитализм во второй половине XX в. стал социальным  и преуспевающим. Но он же ныне стоит перед лицом глобальных проблем, решение которых вряд ли возможно на основе привычного инструментария.

Одной из таких проблем является проблема взаимодействия христианской цивилизации с остальным миром. От решения этой проблемы во многом зависит безопасность того мира, в котором мы живем. Политические, экономические и военные средства выстраивания отношений с нехристианскими цивилизациями показывают свою недостаточность. Необходимо в большей степени использовать духовные возможности.

            Таблица коэффициентов

Коэффициенты

Период раннего

капитализма

Период индустриального

капитализма

Период социального

капитализма

К0

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

К13

К14

К15

К16

К17

К18

К19

К20

0,7

0,7

0,15

0,15

0,4-0,6

0,4-0,5

20

0,3

0,7

0,9

0,05

0,05

0,4

0,3

0,7

0,1

0,9

0,8

0,2

0,9

0,1

0,8

0,8

0,1

0,1

0,8

0,7

30

0,5-0,6

0,4-0,5

0,95

0,03

0,02

0,6-0,8

0,3

0,7

0,1

0,9

0,85

0,15

0,8

0,2

0,9

0,8

0,05

0,15

0,9

0,8

10-15

0,8-0,9

0,1-0,2

0,7-0,8

0,1-0,15

0,1-0,15

0,9-0,95

0,5

0,5

0,3

0,7

0,9-0,95

0,05-0,1

0,9

0,1

 

                         Немного о будущих событиях 

Одной из существеннейших черт социального капитализма стала глобальная  транснационализация  экономической жизни, приведшая к росту взаимозависимости в мире.  Не только экономические ресурсы различных частей земли, но и различные этико–психологические типы хозяйственной деятельности пришли во взаимодействие, сосуществование и взаимовлияние.

          Духовным эквивалентом этих процессов является экуменизм – движение в сторону взаимного признания, уважения и сотрудничества существующих религий. В христианском мире экуменизм зародился в конце прошлого века преимущественно в протестантских кругах и получил развитие уже в период научно– технической полосы развития капитализма. 

          Сравнивая два названных процесса – транснационализацию и экуменизм – мы можем увидеть определенное отставание в развитии экуменизма от транснационализации.  Развитию экуменизма препятствуют сохраняющиеся в ряде конфессий установки на исключительность и превосходство соответствующих конфессий.

          Это, в свою очередь, приводит к сдерживанию развития библейского духовно–экономического уклада на транснациональном уровне.  Так же, как при переходе от феодализма к капитализму ограничительные богословские концепции препятствовали развертыванию библейского уклада, так и сейчас конфессиональное дистанцирование одних христианских конфессий от других христианских и нехристианских конфессий  сдерживает выход библейской экономики на новую ступень своего развития.

          И это вновь говорит о недостаточной богословской разработке  двух важнейших духовно–хозяйственных принципов библейской экономики. Экономикой управляет Бог, и если это так  (а это так), то Он управляет всей мировой экономикой. На современном этапе развития мировая экономика есть единое целое, хотя степень включенности в это целое отдельных национальных экономик может быть существенно различной.

          Божественное управление этим единым целым осуществляется на основе сопричастности всех цивилизаций ( а не только христианской) единой, всеобщей благодати, а потому союз всех религий явился бы новой духовной реальностью, которая на более высокой ступени выразила бы первый библейский духовно–хозяйственный принцип.

          Движение к этой новой духовной реальности для христиан становится возможным на основе признания, что христианство не противоречит другим религиям (например, исламу или буддизму), но на высоком духовном уровне вместе с другими религиями выражает единство (союз, завет) Бога и человека, раскрывает единый путь спасения человечества.  Достигнув этой ступени познания истины, христиане приобретают космическое понимание Христа, Который есть Свет Божественный ( Ин.1:7), известный всем религиям, но под другими именами, понятиями, концепциями.

          Тогда откроется, что и разрешение противоречия между Божественным и человеческим трудом реализуется в рамках духовной жизни последователей всех религий, и нет никаких препятствий к реализации совместной экономической деятельности людей различных вероисповеданий на единой духовной основе.

          Это едва ли означает, что возникнет единая религия, но это означает, что осознанное духовное единство людей откроет дорогу к свободному развитию всех религий, внимательному изучению духовного опыта друг друга и его доброжелательному усвоению.  Именно тогда, когда экуменизм разовьется в международный союз религий, а религиозное сознание станет господствующим у людей, произойдет гармоничное соединение духовной и экономической жизни в рамках мировой экономики, и библейский уклад станет универсальной духовно–экономической системой.

          Будет ли эта духовно–экономическая система капитализмом или это уже будет общество, которое превосходит капитализм в той же степени, в какой последний превосходит феодализм?  Исходя из того, что товарно–денежные отношения  входят в число принципов библейского уклада, а капитал представляет собой процесс накопления богатства в рамках товарного производства, можно сделать вывод, что капитал как элемент духовно–хозяйственной практики не исчезнет.

          Но придет новое его понимание, духовное, а потому и система, которая разовьет духовные тенденции капитала, едва ли будет «капитализмом» в привычном значении этого слова.  Капитал в эпоху промышленного переворота ассоциировался с суммой материальных ресурсов производства, организованных  таким способом, чтобы был возможен процесс постоянного увеличения данных ресурсов.

          В период научно–технической революции капитал все более обнаруживает свою нематериальную природу, ассоциируясь уже преимущественно с суммой знаний и условиями их генерации, организованных так, чтобы обеспечивался постоянный рост таких знаний, поддерживающих способность материальных ресурсов к расширенному воспроизводству.  Данный факт нашел свое выражение в росте наукоемкости производства, причем в некоторых отраслях инвестиции в НИОКР в несколько раз превосходят инвестиции  в оборудование.

          Сегодня дело уже выглядит так, что источником производительной способности капитала  является в решающей степени инновационный процесс, а не наделенность одними только материальными ресурсами.  Но и это еще не предел в выявлении внутренней природы капитала.  Сама способность к генерации  хозяйственно – полезных знаний нуждается в объяснении.  Библия учит, что способность понимать происходящее в нашем мире даруется Богом.  Поэтому источником производительной способности капитала в высшем смысле является Божия благодать.

          Следовательно, тот исторический процесс экономического развития, который привел к выделению в экономическом мышлении человека такого понятия как капитал, причем в такой степени, что сама хозяйственная система получила название капитализма,  имеет духовную ориентацию и ведет человечество к познанию Бога.   Было бы ошибкой отождествлять капитал  с теми историческими формами его проявления, которые имели место на относительно ранних стадиях развития  рыночного хозяйства, а потому и носили неизбежный негативный отпечаток этих ранних, несовершенных стадий.

          Исключительная живучесть капитала, его способность успешно действовать даже в экстремальных условиях, обеспечивая глубокую социально–экономическую трансформацию  общества,  подсказывают, что дело тут отнюдь не в одной жажде наживы.  Капитал явно имеет мощный внутренний источник  своей силы, несводимый  только к личностным характеристикам предпринимателей.

          Библия не оставляет никаких сомнений относительно духовного источника капитала, ибо в ней ясно и не один раз сказано о том, что сила приобретать богатство и само богатство дается Богом.  Поэтому капитал имеет трансцендентную природу, его начало и последующее движение инициируется не людьми,  а Богом.

          Следовательно, возникает задача более глубокого богословско–экономического исследования того явления, которое мы называем капиталом, на основе христианского вероучения.  Основные пункты нашего подхода к этому вопросу сводятся к следующему. В общеэкономическом смысле капитал есть собственность, приносящая доход. Поэтому богословский анализ того, что такое капитал, может начинаться с выяснения духовного смысла собственности.

          Собственность есть то, что неотъемлемо принадлежит человеку. Какому человеку? Есть человек внешний, и есть человек внутренний. Внешний, земной человек преходящ, а потому преходяща и его земная собственность. Земная собственность, таким образом, условность, ограниченная временностью самого существования земного человека.

          Иное дело человек внутренний, духовный. Он обладает непрерывностью существования по свойствам, дарованным ему Богом при сотворении. Эта непрерывность существования может пролегать, однако, в двух диаметрально – противоположных мирах – вышнем мире жизни и нижнем мире смерти, причем в последнем существование есть отрицание существования, именно смерть.

          Жизнь как реализация самого человека и есть его истинная собственность; это то, чем человек должен вечно владеть согласно воле Божией.  « Старайтесь не о пище тленной – учил Иисус Христос – но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6:27).

          Итак, источником жизни вечной, этой истинной собственности человека, для христианина является Иисус Христос, Бог Сын. Поэтому и земная собственность преодолевает свою условность через ее одухотворение, через ее служение жизни вечной, через отражение в себе вечной жизни.

         Что есть отражение жизни вечной в земной собственности? Ее служение людям на основе заповедей любви:

          «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:25-28).

          Принцип собственности является интегральной частью библейских духовно – экономических принципов. Сами эти принципы являются выражением заповедей любви применительно к хозяйственной жизни человека. Поэтому следование всем библейским принципам есть оптимальный режим, в котором функционирует земная собственность, и в этом режиме она становится отражением собственности вечной; она умирает на земле, но оживает на небе как богатство небесное праведно владевшего на земле.

          Этот духовный смысл собственности развивается далее в капитале как собственности, приносящей доход. Если доход реинвестируется, обеспечивая повышение эффективности производства и расширение занятости, повышение оплаты труда работающих, то в этом выполняется заповедь любви к людям.

          Если полученный доход далее используется не только как фонд накопления и фонд потребления самого владельца капитала, но частично выходит из сферы чисто рыночных отношений и движется по льготным и благотворительным каналам, так что реализуются библейские заповеди о социальном регулировании, то это еще более свидетельствует о выполнении заповеди любви к людям, а через это – и заповеди о любви к Богу, что безусловно достигается при наличии у предпринимателя веры в Бога.

          Наконец, если транснациональное движение капитала укрепляет хозяйственные связи людей в такой степени, что препятствует развязыванию войн, то здесь капитал становится ярким выразителем вечной жизни на земле, внося свой вклад в защиту права человека на жизнь.

          То, что мы называем капиталом, есть схождение благодати Божией на людей и последующее ее земное проявление в хозяйственной практике. В эпоху капитализма промышленного переворота капитал исследовался в наиболее внешней форме своего проявления – в материальной оболочке основного и оборотного капитала. В период НТР капитал стал анализироваться с точки зрения его более внутреннего содержания, а именно как определенное движение интеллектуальных ресурсов, генерируемое прежде всего комплексом НИОКР и менеджментом.

          На следующей стадии развития, которая грядет, капитал будет массово осознан как духовная реальность, как благодать даруемая Богом ко благу человека в его земной жизни и  его спасению в жизни вечной. Тогда смыслом экономической деятельности людей станет снискание этой благодати и приведение экономики в полное соответствие с библейскими принципами. Решение этой задачи уже будет ни чем иным, как устремлением к Царству Божиему на земле. Так называется в христианстве социально–экономический строй, к которому придет человечество.

                                                       ЛИТЕРАТУРА:

1. Библия. Синодальный перевод.

2. История мировой экономики. Под общ. ред. Конотопова   М.В., Сметанина С.И.  М., «Владар», 1997, кн. 1.

3. Прот. А. Мень. «Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова. Комментарий.», Рига, Фонд имени Александра Меня, 1992.

4. Антон Раушер. «Частная собственность в интересах человека труда». Пер. с нем. М, «Дело», 1994.

5. Юзеф Майка. «Социальное учение католической церкви», Издательство Святого Креста, Рим-Люблин, 1994.

6. Е.М. Майбурд. «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров». М., «Дело», «Вита Пресс», 1996.

7. Г.К. Широков. «Парадоксы эволюции капитализма», М., ИВ РАН,  1998.

8. Сост. С. Фомин. «Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии». Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993.

9. С.М. Меньшиков, Л.А. Клименко. «Длинные волны в экономике». М., «Международные отношения», 1989.

10. Дж. М. Кейнс. «Избранные произведения». М., «Экономика», 1993.

 11. Robert Latouche. «The Birth of Western Economy». L., Methuen & Co. Ltd, 1961.

 12. Brian Griffiths.  «The Creation of Wealth». Intervarsity, Downers grove, 1984.

 

 

 

 
   

 

наверх

www.skyfamily.ru
Copyright © 1999-2014 "Skyfamily". All rights reserved.

Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцами

Оптимизировано для просмотра в браузере Internet Explorer 5,0 и выше