SKYFAMILY









main







основное
Главная..................






обучение




общение
pct/menu_0_18.gif
pct/menu_0_19.gif
pct/menu_0_20.gif
pct/menu_0_20.gif








 

 

ГЛАВА 3.  БИБЛЕЙСКИЙ УКЛАД

В предыдущей главе было осуществлено развертывание библейских духовно-экономических принципов. В результате такого развертывания были сформулированы следующие положения:

1). Средства Божественного управления экономической деятельностью людей образуют в духовном мире особую область поля бытия;

2). Ориентация библейских (ветхозаветных) норм экономического поведения людей на учение Иисуса Христа приводит к расширению экономического сознания людей до истин христианской веры и, через это, к  вхождению человека в поле бытия;

3). Вхождение людей через экономическую деятельность в поле бытия можно рассматривать как интеграцию социально-экономических процессов с полем бытия.

Перечисленные положения в общем виде описывают духовно-экономическую реальность, которая здесь и далее будет именоваться библейским духовно-экономическим укладом. Концепция данного уклада приводится ниже в трех разделах: (а) структура и цели уклада, (б) процессы уклада, (в) развитие уклада.

                                       Структура и цели уклада

На схеме 5 изображена общая структура библейского уклада. Из чего он состоит?  Два примыкающих друг к другу по вертикали больших прямоугольника соответствуют двум пространствам, в которых реализуется уклад. Верхнее пространство - это духовное поле бытия; нижнее - земное экономическое пространство.

В духовном поле бытия (точнее, особой его части, сопряженной с земным экономическим пространством) выделяются два уровня. К первому уровню относятся средства Божественного управления. Как было отмечено выше, средства Божественного управления (закон, благословение, помощь и др.) надлежит рассматривать в двух аспектах - земном и духовном.

                                          Схема 5.


Первому уровню поля бытия соответствует духовный аспект средств Божественного управления, т.е. формирование границ духовного пространства, его структуры и т.д. Через средства Божественного управления в их духовном аспекте воля Бога формирует поле бытия. Поэтому этот уровень библейского уклада можно рассматривать как первичный, или первый.

Шестое и седьмое средства Божественного управления образуют расширенную часть поля бытия, где пребывание возможно благодаря вере человека в Иисуса Христа. Поэтому второй уровень поля бытия образуют истины христианской веры. Эти истины, с одной стороны, есть измерения самого поля бытия; с другой стороны, они есть вера самих людей как согласие следовать воле Бога.

В силу этого обстоятельства второй уровень поля бытия (и библейского уклада в целом) суть уровень интеграции. Здесь вера людей в Иисуса Христа как определенное духовное движение человека локализуется в границах расширенной части поля бытия. Поэтому и сам внутренний, духовный человек прочно интегрируется с полем бытия - даже в том случае, когда он временно отступает от библейских экономических заповедей.

Третий уровень уклада формируют 3-7 принципы, развернутые в ходе их ориентации на учение и спасительную миссию Иисуса Христа. Поэтому этот уровень можно рассматривать как проекцию учения и духовной миссии Христа в области социально-экономической жизни людей. Следовательно, третий уровень уклада есть проекция Нового Завета на земное экономическое пространство, или целевой проективный уровень социально-экономической жизни.

Четвертый уровень библейского уклада образован неразвернутыми (ветхозаветными) 3-7 принципами, которые образуют первоначальную базу духовно-экономического развития. Ветхозаветные принципы также являются проекцией поля бытия на земное экономическое пространство. Соответственно, 4 уровень есть исходный проективный уровень.

Анализ структуры библейского уклада позволяет охарактеризовать цели данного уклада. На схеме 5 прямоугольник «человечество» соединен вертикальными стрелками с четвертым и вторым уровнями уклада. Это означает, во-первых, что целью библейского уклада является организация хозяйственной деятельности людей в соответствии с библейскими принципами, которые есть наиболее эффективные, богооткровенные принципы хозяйственной деятельности.

   Во-вторых, целью уклада является приход людей через их эффективную хозяйственную деятельность ко Христу. Здесь первая и вторая цели раскрывают одну главную цель - вхождение в поле бытия верой в Иисуса Христа и спасение в вечности. Эта главная цель является личной целью каждого участника библейского уклада, которую надлежит достичь в течение земной жизни данного человека.

Реализация такой цели в библейском укладе достигается за счет выхода участников уклада на второй, интеграционный уровень. На этом уровне человек осознанно стремится к восприятию управляющих воздействий Бога, т.е. подчинению своей воли воле Бога. Пребывание в воле Бога здесь есть и пребывание на втором укладном уровне, поскольку само существование поля бытия обусловлено волей Бога.

Поскольку цели библейского уклада не только духовные, но духовно-экономические, для участников уклада становится необходимым воспринять в развернутом виде 3-7 принципы и реализовать их на практике. Полная реализация этих принципов на практике означала бы осуществление царства Божия на земле.

Однако эта задача является задачей большого числа поколений участников библейского уклада. Поэтому осуществление Царства Божия на земле является второй главной целью уклада, которая является общей духовно-исторической целью всех поколений участников уклада, прошлых, настоящих и будущих.

На схеме 5 вторая главная цель уклада отображена целевым проективным (третьим) уровнем и нисходящими вертикальными стрелками к нему с интеграционного (второго) уровня. Воплощение духовных истин второго уровня уклада в социально-экономическом  развитии человечества и есть процесс достижения целевого проективного уровня. Основой данного процесса всегда выступает подчинение воли человека воле Божией.

                                             Процессы уклада

Как было отмечено выше, первый духовно-экономический принцип Библии заключается в том, что экономикой управляет Бог. Соответственно, первым основным процессом библейского уклада является процесс управления Богом духовно-экономической деятельностью людей.

Схема 5 дает возможность рассмотреть названный процесс в целом. Божественное управляющее воздействие (первый укладный уровень) непосредственно затрагивает все три нижележащих уровня.

Во-первых, через средства Божественного управления волей Бога формируется интеграционная область поля бытия - т.е. второй укладный уровень.

 Во-вторых, таким же образом формируется целевая социально-экономическая проекция интеграционной области поля бытия - именно третий укладный уровень.

В третьих, аналогично создается исходная социально-экономическая проекция, т.е. четвертый укладный уровень.

Таким образом, в библейском укладе мы имеем три уровня, определяющих направление духовно-экономического движения человека. Нумерация этих уровней связана с их положением в вертикальной структуре уклада. Понятно, что интеграционный уровень как часть духовного поля бытия занимает более высокое положение, чем его социально-экономические проекции, а среди этих двух последних целевая проекция занимает более высокое положение, чем проекция исходная.

Вторым основным процессом уклада является духовно-экономическое движение человека под управлением Бога. Это движение началось издревле, поскольку четвертый укладный уровень (исходная социально-экономическая проекция) включает в себя 3-7 библейские принципы, охватывающие еще ветхозаветные духовно-экономические заповеди.

Принятие этих принципов и их использование в социально-экономической практике означало для человека вхождение в четвертый, исходный уровень библейского уклада. Нахождение на этом уровне не дает возможности окончательного входа в поле бытия, поскольку в библейском укладе поле бытия есть Царство Небесное, пребывание в котором возможно только через веру, т.е. через восхождение на второй, интеграционный уровень уклада.

Четвертый же уровень уклада включает не все семь, а только пять исходных (неразвернутых) библейских принципов, относящихся к социально-экономическому устройству общества. Отсутствие первых двух важнейших принципов обусловливает то, что на этом уровне человек может не определять своего отношения к Богу или даже испытывать сомнения в Его существовании.

Это уровень всеобщей благодати (благодати закона), дарованной всем грешным людям без исключения. Нахождение на этом уровне не дает возможности окончательного входа в поле бытия; но поскольку этот уровень есть часть проекции поля бытия в земную ткань социально-экономических отношений, то пребывание на этом уровне препятствует и попаданию человека в поле небытия (смерти).

Как это происходит практически? Человек, участвующий в социально-экономической деятельности общества и уважающий частную собственность, личную независимость, осуществляющий вклад в социальное регулирование и т.д., становится объектом внимания ангелов (так происходит потому, что даже частичное и не воспринимаемое сознательно исполнение воли Бога является движением в пограничных областях поля бытия).

Ангелы оказывают такому человеку определенную поддержку в надежде на его постепенный приход к вере, и через веру - к прочной интеграции с полем бытия. Однако так происходит не всегда. Некоторые люди, демонстрируя вполне библейское социально-экономическое поведение, тем не менее не становятся верующими до конца их земной жизни.

В этом случае варианты их посмертной судьбы могут быть различны, и одним из таких вариантов является то, что соответствующий человек не попадает в Царство Небесное, т.е. не попадает в христианскую область поля бытия.

Т.е. ангелы, хотя и оказывали человеку определенную поддержку в его земной жизни,  тем не менее по причине отсутствия веры и прощения Иисуса Христа не возносят данного человека в Царство Небесное.

Этот печальный факт, однако, не означает автоматического попадания человека в поле небытия, ад. В зону духовной смерти люди попадают во многом по принуждению демонов. Это демоническое насилие может быть остановлено ангелами, и основанием для такого вмешательства сил Света может стать именно социально-экономическое поведение человека, основанное на библейских принципах.

Таким образом, если человек в земной жизни не сделал окончательный духовный выбор (не пришел к вере, но и не принял идеологию зла) вмешательство сил Света препятствует совершению не избранной человеком посмертной судьбы.

Происходит, если можно так выразиться, нейтрализация демонического насилия и предоставление человеку возможности  еще раз попытаться сделать выбор. Как? - Через следующее воплощение на земле.

Многие христиане полагают, что Библия отрицает перевоплощения. Это безусловно верно в том смысле, что Библия определяет путь перевоплощений как неправильный, тупиковый и крайне опасный. Но сама возможность перевоплощений не только не отрицается, но является важной составной частью библейского миропонимания.

Особое место в этом вопросе занимает откровение Господа Иову. Как известно, Иов был праведником, истинно веровавшим в Бога. Постигшие Иова тяжелейшие несчастья находились в таком резком контрасте с его богоугодной жизнью, что Иов решился на немыслимый для верующего поступок - он стал искать суда с Богом.

Вот слова Иова к Богу: «Сколько у меня пороков и грехов? Покажи мне беззаконие мое и грех мой» (Иов.13:23).

И еще одни слова Иова: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жив? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (Иов, 14:14).

Первое высказывание Иова вполне понятно: будучи праведным и зная, что наказание Божие постигает человека за грехи, Иов хочет знать, за какие пороки и грехи он тяжко страдает. Более того, Иов уверен, что таких грехов нет, ибо чуть раньше он утверждает: «Вот, я завел судебное дело; знаю, что буду прав» (Иов, 13:18). Иными словами, Иов уверен, что страдает безвинно.

Но второе из приведенных высказываний Иова свидетельствует о предчувствии праведника, что его логика судебного разбирательства небезупречна, что есть вопрос, который может вообще перечеркнуть эту логику. И вопрос этот связан с возможностью неоднократного земного существования, т.е. перевоплощением. Итак, когда умрет человек, то будет ли он опять жив?

Господь ответил Иову:

«17 Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? 18 Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это. 19 Где путь к жилищу света, и где место тьмы? 20 Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. 21 Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико» (Иов, 38:17-21).

Бог напомнил Иову, что его предшествующее существование не было ограничено датой его текущего рождения на земле. До этого был весьма длительный период, в течение которого Иов, к несчастью, познавал стези к дому тьмы, т.е. творил зло. Это происходило в предыдущих воплощениях Иова.

Но вернемся к рассмотрению библейского уклада. Четвертый уровень уклада является низшим. Пограничным и во многом компромиссным укладным слоем. Здесь богооткровенные принципы хозяйственной деятельности нередко предстают сознанию людей как «естественные», «удобные» правила экономического общения людей, выработанные человеком в ходе практической хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень есть наиболее массовый уровень, включающий большое количество участников, поскольку понимание надстоящей духовной реальности уклада здесь присутствует в основном потенциально, а социально-экономическая действительность выглядит в весьма упрощенном виде - как замкнутая система социально-экономических отношений.

Поэтому среди участников четвертого уровня преобладают люди, еще не развившие своего духовного потенциала, но уже имеющие нравственное ядро для законопослушной созидательной деятельности в области экономики.

Ведущий процесс на исходном проективном уровне уклада заключается в постепенной активизации духовного потенциала людей через экономическую деятельность, в пробуждении их сознания к восприятию истин веры.

Приход человека к вере означает решение положительной духовной задачи на четвертом укладном уровне, и переход на второй, интеграционный уровень. Если эта задача в течение земной жизни человека не решается, тогда основной задачей для данной личности становится возможность перевоплощения в следующей земной жизни, возможность, которая, как мы видели выше, не появляется автоматически. Перевоплощение - крайний компромисс, нежелательный, но вынужденно допускаемый в системе укладных отношений.

Две названные задачи определяют верхнюю и нижнюю границы возможный колебаний духовного пути человека в рамках четвертого укладного уровня. Уверовавший человек пересекает верхнюю границу и восходит в интеграционный слой уклада, где оказывается интегрированным в духовное поле бытия.

С другой стороны, человек, резко противопоставивший себя основным ценностям уклада, рискует пересечь нижнюю границу исходного проективного уровня и невозвратно попасть в поле антибытия, ад.

Еще раз: основным духовным процессом на четвертом укладном уровне является движение человека к вере. Это движение человека к вере выявляется вовне, в земной реальности, как следование библейским нормам социально-экономических отношений (экономического поведения людей): как уважение личной независимости людей, частной собственности, как участие в рыночной деятельности, социальном регулировании и др.

Четвертый укладный уровень играет роль двоякого посредника. С одной стороны, нормы этого уровня суть социально-экономические проекции духовных истин более высоких уровней уклада. Поэтому освоение проекций на определенном этапе приводит человека к источнику проекций, т.е. самим духовным истинам.

С другой стороны, нормы исходного проективного уровня выступают посредником между человеком и его материально-производственной деятельностью, осуществляемой на основе конкретных технологических способов производства. Достаточно очевидно то, что вне базисных социально-экономических норм материально-производственная деятельность людей не может получить какого-либо развития.

   Схема 6. Духовно-производственный контур

                  четвертого укладного уровня


Схема 6 раскрывает и развивает положение об исходном проективном уровне библейского уклада как посреднике между духовной областью (полем бытия) и материально-производственной деятельностью человека.

Развитие состоит, во-первых, в том, что материально-производственная деятельность понимается как еще один, а именно пятый уровень уклада. В предыдущей схеме 5 структура библейского уклада учитывала два вида бытийных отношений - Бога и человека, а также человека с другими людьми. Сейчас же в рассмотрение вводится третий вид таких отношений - человека с природой, который реализуется в материально-производственной деятельности людей.

Во-вторых, развитие состоит в том, что посредническая роль четвертого укладного уровня понимается как контур взаимосвязанных процессов. Конкретно выделяется четыре фазы контура:

Фаза «а» характеризует основной процесс четвертого укладного уровня - движение человека к вере, понимаемое как переход от социально-экономических проекций к их духовной основе (духовным истинам).

Фаза «б». Анализируемый укладный уровень находится под воздействием всеобщей благодати. Через всеобщую благодать Божественное управляющее воздействие нисходит из духовной области на участников четвертого укладного уровня, укрепляя их приверженность библейским социально-экономическим нормам.

Фаза «в». Здесь Божественное управляющее воздействие   проникает еще глубже и дает возможность человеку осуществлять материально-производственную деятельность и развитие технологических способов производства.

В рамках фаз «б» и «в» находит осуществление важнейшая духовно-экономическая реальность - капитал. Капитал есть вразумление и другие Божественные управляющие воздействия, которые открывают человеку возможности и направления такого изменения окружающей среды, при котором человеческая производственная деятельность становится более продуктивной, а условия жизни человека - более достойными.

Фаза «г». Возросшая в ходе духовного капиталообразования эффективность производства создает материальную опору для развития социально-экономических отношений, выражаемых библейскими нормами. В свою очередь, развитие данных отношений дает импульс движению человека от норм (проекций) к духовным истинам, т.е. инициирует фазу «а».

Перейдем к рассмотрению третьего укладного уровня, или уровня целевой социально-экономической проекции. В отличие от четвертого, на третьем укладном уровне действует не всеобщая, а особая благодать, через которую и осуществляются Божественные управляющие воздействия на людей. Особая благодать осеняет только верующих, вошедших в Церковь Христову.

Поэтому выход на третий уровень, уровень целевой социально-экономической проекции, возможен только через второй, интеграционный уровень. Соответственно, участники библейского уклада могут решать задачи третьего уровня только решив основную задачу уровня четвертого, т.е. задачу прихода к вере.

Основным процессом третьего уровня является проецирование верующими духовных истин Нового Завета в область социально-экономических отношений, что по сути означает формирование образов Царства Божия на земле под воздействием особой благодати.

Эти образы становятся для христиан духовной мотивацией их экономической деятельности и ориентирами на отдаленную перспективу. Предложенное выше развертывание семи библейских принципов (см. главу 2) дает представление, как осуществляется такое проецирование.

Целевое проецирование, с другой стороны, представляет собой духовное схождение христиан из поля бытия в земную область социально-экономических отношений ради воплощения в ней истин Нового Завета.

Минимальной задачей, определяющей нижнюю границу колебаний духовного пути христиан на третьем укладном уровне, является принятие идеи о совместимости веры с экономической (особенно предпринимательской) деятельностью. Максимальная задача заключается в постижении социально-экономических образов Царства Божия на земле и работа по их реализации.

   Меняется также духовно-производственный контур (см. схему 7).

   Схема 7. Духовно-производственный контур

                        третьего укладного уровня 


Начальной фазой «а» здесь является не восхождение в поле бытия, как это было на четвертом укладном уровне, а духовное нисхождение из поля бытия в область социально-экономических отношений и выражения в данных отношениях истин веры.

Это дает импульс формированию капитала на основе особой благодати (фаза «б»), что ведет к совершенствованию материально-производственной основы экономики, включая ее одухотворение. Улучшение материально-производственной основы дает ресурсы для практической реализации идей целевой проекции (фаза «в»), следствием чего является духовный рост людей, укрепление их в вере и восхождение в более высокие области поля бытия (завершающая фаза «г»).

Процесс духовно-производственного развития осуществляется циклически, так что контур проходится многократно. Контур начинает свою эволюцию в том виде, как он был описан для четвертого укладного уровня, а затем через многие циклы приходит к виду, характерному для третьего, целевого уровня.

                                       Развитие уклада

Развитие библейского уклада как определенной духовно-экономической системы включает:

·   духовное развитие сообществ людей;

·   развитие социально-экономических отношений;

·   развитие производственно-технологических систем;

·   эволюцию отношений с небиблейскими укладами.

 

Духовное развитие сообществ людей. Первичное, экстенсивное развитие здесь состоит в вовлечении возрастающей массы людей в четвертый укладный уровень, превращение их в носителей укладных отношений.

Следующая стадия духовного развития сообществ людей в рамках уклада заключается в переходе возрастающей доли носителей четвертого уровня на второй уровень.

 Наконец, третья стадия выявляется как схождение возрастающей части носителей второго уровня на третий уровень. Исходя из сказанного, мы можем вывести основные параметры духовного развития сообществ людей:

 

(1) Убиб = К0 Х;

(2) Убиб = К1 У + К2 У + К3 У;

(3)  К1 + К2 + К3  = 1,  

 

где:  Х - численность данного сообщества людей (этнического или хозяйственного);

У - численность участников уклада из данного сообщества людей;

К0  - доля участников уклада в численности данного сообщества;

К1 - доля участников 4-го уровня в численности всех участников уклада;

К2 - доля участников 2-го уровня в численности всех участников уклада;

К3 - доля участников 3-го уровня в численности всех участников уклада.

 

Положительное развитие уклада достигается в том случае, когда К0 устойчиво возрастает, К1 - уменьшается, К2 и К3 - увеличиваются. В разные исторические эпохи перечисленные коэффициенты принимают различные, в том числе нулевые, значения.

Нумерация коэффициентов связана с общей последовательностью, или стадиальностью, развития духовных процессов уклада. В ранние исторические эпохи наиболее заметна динамика К0, в то время как К2 и тем более К3 сравнительно невелики.

Затем начинает набирать силу процесс увеличения К2 и уменьшения К1. Эта фаза есть переход от экстенсивного к интенсивному росту уклада. Наконец, выход К3 из нулевого значения и его нарастание засвидетельствуют о включении наиболее сильной укладообразующей тенденции, которая появляется значительно позже, чем сам уклад.

На данной стадии хозяйственные сообщества людей отчетливо идентифицируют себя в качестве участников библейского уклада и наиболее решительным образом переходят к достижению высших укладных целей.

 

Развитие социально-экономических отношений. Базисом развития выступают пять исходных библейских принципов, формирующих четвертый укладный уровень. Параметры этого развития, как и в предыдущем случае, можно охарактеризовать с помощью коэффициентов:

·   Степень социального освобождения в данном сообществе людей:

            (3) Убиб = К4 Х,

где: К4 - доля лично независимых людей, принимающих исходные укладные принципы, в общей численности данного сообщества людей.

(4) Убиб = К5 Х,

где: К5 - доля лично независимых людей, принимающих исходные укладные принципы и участвующих в хозяйственной жизни, в общей численности данного сообщества людей.

Из данных формул следует, что выражение 4 - К5) Х  будет означать долю носителей укладных отношений, не участвующих в хозяйственной жизни (например, безработных). Развитие социального освобождения людей проявляется как рост доли лично независимых людей и сокращение доли не участвующих в хозяйственной жизни данного сообщества людей.

·   Развитие отношений частной собственности:

            (5) Усоб = К6.1 Усоб + К6.2 Усоб + ... + К6.10 Усоб,

            где: Усоб - совокупность объектов собственности (в стоимостном выражении) данного сообщества людей;

                К6.1 - доля беднейших 10%  людей сообщества в совокупности объектов собственности;

                К6.2 - доля следующих 10% людей сообщества(менее бедных, чем первая группа);

К6.10 - доля богатейших 10% людей сообщества в совокупности объектов собственности данного сообщества.

(6) К6  = К6.10 / К6.1.

Этот коэффициент показывает разрыв в богатстве между богатейшими и беднейшими людьми данного сообщества.

Развитие отношений собственности заключается в выравнивании распределения объектов собственности среди членов данного сообщества людей. Это выравнивание ввиду разных социальных ролей групп населения (например, предпринимателей и наемных работников) имеет характер тенденции и не приводит к имущественному равенству.

 

·   Развитие рыночных отношений:

            (7) Усоб = К7 Усоб + К8 Усоб,

                где: К7 - доля объектов собственности (в стоимостном выражении) данного сообщества людей, обращающихся на рынке;

                К8 - доля объектов собственности , не поступающих в продажу.

Понятно, что развитие рыночных отношений характеризуется все большей долей производимых объектов собственности, которые становятся товаром, т.е. поступают на рынок.

·   Развитие социального регулирования:

            (8) Умс = К9 Умс + К10 Умс + К11 Умс,

            где: Умс - мобильная часть объектов частной собственности данного сообщества, т.е. собственность, переходящая из одних рук в другие;

                К9 - доля объектов собственности, поступающих в конечное использование как товары;

                К10 - доля объектов собственности, передаваемых в конечное использование на льготной основе;

                К11 - доля объектов собственности, передаваемых в конечное использование безвозмездно.

                (9) Умс = К12 Усоб,

            где: К12 - доля мобильной части собственности во всей совокупности объектов частной собственности данного сообщества людей.

Развитие социального регулирования может быть охарактеризовано, во-первых, ростом К10 и К11, т.е. увеличением долей объектов собственности, передаваемых на льготной и безвозмездной основе нуждающимся; во-вторых, ростом К12, т.е. расширением самой экономической базы социального регулирования.

Как и в случае с развитием отношений частной собственности, усиление перераспределительных процессов, на которых основано социальное регулирование, не может выходить за разумные пределы, ибо такое выхождение подорвет другой принцип (развития рыночных отношений). Поэтому динамика коэффициентов, отражающих степень активности социального регулирования, имеет волнообразный характер в пределах некоторого интервала значений. Сам интервал  зависит от исторических и иных причин.

·   Развитие цикличности:

(10)  Убиб = К13 Убиб + К14 Убиб,

где: К13 - доля участников уклада, осознанно принимающих и руководствующихся триединым семеричным принципом цикличного развития экономики;

К14 - доля участников уклада, частично руководствующихся или вовсе игнорирующих данный принцип.

Развитие цикличности выражается в росте К13, что означает растущую степень совпадения объективной цикличности (определенной Богом) и субъективной формы ее усвоения людьми.

Развитие производственно-технологических систем. Производственно-технологические системы состоят из трех основных элементов: человека, технологии и средств труда. К этим последним относятся земля, инфраструктура (здания, сооружения и т.д.), орудия и предметы труда.

Развитие производственно-технологических систем начинается с человека, вернее с дарованного ему вразумления или иного управляющего воздействия свыше.

Получив вразумление, человек интеллектуально его разрабатывает, в результате чего создается определенная умственная (ментальная) модель, которая есть технология.

Коротко говоря, технология - это способ преобразования внешней или внутренней среды человека к его благу, идеальная форма, которая служит прообразом материальных производственных систем.

Данная идеальная форма воплощается трудом человека в средства труда, которые становятся материальными носителями технологии, а вместе с человеком - образуют конкретную производственно-технологическую систему. Повторяющийся процесс превращения человеком вразумления в технологию и, далее, овеществление технологии в комплексе средств производства есть выражение циклического развития производственно-технологических систем, целью которого является повышение их эффективности.

Мерилом эффективности может выступить производительность и ресурсоэкономность соответствующих систем, т.е. их способность производить большие количества полезных продуктов или услуг за более короткие промежутки времени и с меньшими затратами сырья, труда, энергии и т.д. на единицу продукции.

Результатом развития производственно-технологических систем становится накопление технологических и материальных факторов производства, а также увеличение потоков товаров, производимых данными системами.

Эволюция отношений с небиблейскими укладами. До сих пор мы рассматривали внутренние аспекты развития библейского уклада. Теперь нам предстоит коснуться некоторых внешних аспектов такого развития.

Четвертый укладный уровень представляет собой весьма широкую сферу социально-экономических отношений, в которой могут вести хозяйственную деятельность не только (как отмечалось выше) духовно не определившиеся люди, но и люди, избравшие иной, небиблейский духовный путь. Таковы, в частности, последователи других религий.

Духовно-экономическая деятельность последователей других религий приводит к становлению соответствующих укладов, которые в социально-экономической сфере имеют те же принципы, что и библейский уклад, а в духовной сфере представляют особые области поля бытия, которые находятся в союзе с христианским Царством Небесным.

Соответственно, развитие внешних отношений библейского уклада достигается тогда, когда носители библейского уклада осознают в последователях других религий (например, мусульманах или буддистах) своих союзников и развивают с ними духовно-деловые отношения.

Названное развитие также может быть выражено через коэффициенты:

(11) Убиб = К15 Убиб + К16 Убиб,

где: К15 - доля представителей библейского уклада, осознавших союзнические отношения с небиблейскими духовно-экономическими укладами;

К16 - доля представителей библейского уклада, не принимающих союзнические отношения с другими духовно-экономическими укладами.

Наряду с союзными укладами, библейский уклад имеет противника - антибиблейский «уклад». Этот деструктивный уклад отрицает библейские духовно-экономические принципы и базируется на демонической идеологии.

Отношение библейского уклада к деструктивному укладу всегда отрицательное и направлено в конечном счете на его полное подавление. Подавление антибиблейского уклада выразится в исчезновении криминальной экономической деятельности и атеистических идеологий хозяйствования.

И этот процесс также может быть выражен динамикой соответствующих коэффициентов:

(12) Х = К17 Х + К18 Х,

где: Х - население (количество людей в сообществе);

К17 - доля законопослушных людей;

К18 - доля криминальных элементов.

        Z = K19 Z + K20 Z,

где: Z - число государств;

К19 - доля духовно-ориентированных и нейтральных режимов;

К20 - доля режимов с официальной атеистической идеологией.

На этом изложение концепции библейского уклада завершается и мы переходим к изучению исторических стадий уклада.

 

 

 
   

 

наверх

www.skyfamily.ru
Copyright © 1999-2014 "Skyfamily". All rights reserved.

Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцами

Оптимизировано для просмотра в браузере Internet Explorer 5,0 и выше