SKYFAMILY









main







основное
Главная..................






обучение




общение
pct/menu_0_18.gif
pct/menu_0_19.gif
pct/menu_0_20.gif
pct/menu_0_20.gif








 

 

ГЛАВА 2.  РАЗВЕРТЫВАНИЕ  ПРИНЦИПОВ

Выше были рассмотрены семь духовно-хозяйственных принципов Библии. Каждый из этих принципов и все они вместе представляют определенную группировку объединенных общим смыслом библейских заповедей. Принципы есть преимущественно группировка, а не интерпретация заповедей, и потому они могут рассматриваться как исходная библейская основа для последующего духовно-экономического исследования.

Началом исследования как такового  будет выявление внутренней взаимосвязи названных принципов и объединенных ими заповедей, и их соотнесение с потребностями духовной и физической жизни человека. Что надлежит для этого сделать?  Сначала - определенное развертывание принципов, исходя не только из конкретных духовно-хозяйственных заповедей, определяющих содержание того или иного принципа, но и из общего контекста Библии.

                                   Развертывание первого принципа

Как уже отмечалось, первый духовно-экономический принцип заключается в том, что экономикой управляет Бог. Были перечислены средства Божественного управления: закон, благословение, помощь, императивное воздействие и сдерживание. Каждому из средств Божественного управления может быть поставлена в соответствие определенная функция (см. схему 1).

                                 Схема 1.

Средства:                                            Функции:                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Функция закона заключается в задании границ допустимого хозяйственного поведения людей. Все библейские принципы являются законом, и потому их выполнение для человека есть пребывание в воле Божией. Закон, таким образом, выступает как важнейшее средство познания воли Божией.

В законе, далее, воля Божия проявляется рамочно и универсально. “Рамочно” в том смысле, что закон определяет широкие классы хозяйственных ситуаций, в которых люди могут избирать достаточно разнообразные линии хозяйственного поведения в зависимости от условий времени и места. Лишь выхождение из границ принципов, их отрицание является нарушением закона, выхождением из воли Божией.

Под “универсальностью” проявления воли Божией здесь понимается обращенность закона ко всем людям, занимающимся хозяйственной деятельностью.

Функция благословения состоит в наделении людей ресурсами для хозяйственной деятельности. Поскольку доступные людям хозяйственные ресурсы ограниченны, то получить таковые  в достаточном для достижения хозяйственных целей количестве не всегда возможно. Бог благословляет, т.е. делает реальным приобретение ресурсов законным путем, если речь идет о внешних ресурсах, или наделяет человека определенными способностями приобретения таких ресурсов, например, предприимчивостью, которая есть, конечно, внутренний ресурс.

Если закон обращен ко всем людям в одинаковой степени, то благословение в основном ниспосылается конкретным людям как поощрение праведности. Поэтому распределение богатства в обществе характеризуется неравномерностью.

Функция помощи проявляется в том, что через нее Бог дает людям ориентацию в управлении ресурсами. Закон очерчивает хозяйственное поле, в котором надлежит действовать, благословение дает ресурсы для такого действия, помощь ориентирует как лучше использовать ресурсы в хозяйственном поле. Помощь-ориентация воздействует прежде всего на ум человека, т.е. через нее Бог проявляет Себя как руководитель и наставник человеческого ума.

Функция императивного воздействия задает обязательные действия для человека. Она реализуется через укрепление воли человека в такой степени, чтобы поставленные хозяйственные цели были достигнуты в объеме, определенном Богом. Через эту функцию Бог выступает гарантом положительных результатов хозяйственной деятельности, если она ведется согласно воле Бога.

Функция сдерживания  блокирует недопустимые, ошибочные действия. Эта функция может проявляться как императивное воздействие “со знаком минус”, т.е. через ослабление воли человека в такой степени, чтобы ложные цели достигнуты не были.

Но данная функция может быть понята и как помощь “со знаком минус”, т.е. лишение ориентации в способах использования хозяйственных ресурсов, что не позволит реализовать недопустимые действия вследствие недостатка интеллектуальных ресурсов. В свою очередь, это последнее может рассматриваться и как благословение “со знаком минус”, как нечто, противоположное поощрению.

Рассматривая функции средств Божественного управления в целом, можно сделать вывод, что указанные функции не изолированы друг от друга; они могут действовать все одновременно или в определенных сочетаниях. В функциях результируется внешнее, земное течение хозяйственных процессов как они предопределены Богом.

Для земного сознания человека Божественное управляющее воздействие часто предстает как спонтанное проявление данной человеческой личности, направленное на хозяйственную деятельность. А потому и результат такой деятельности человек нередко склонен приписывать исключительно себе.

Это иллюзия, и очень опасная, поскольку она закрывает для человеческого сознания духовную часть единого духовно-экономического бытия, абсолютизирует экономические бытие как автономное и самодостаточное, подчиненное лишь совокупности воль людей. Здесь и возникает “перевернутое” восприятие реальности, в котором земные результаты видятся как главные, а связанные с ними духовные результаты как несущественные или даже несуществующие.

Здесь берут начало истоки всех материалистических и агностических мировоззрений,  предлагающие человеку руководствоваться одно-пространственными моделями Вселенной и исходить из прерываемости сознания человека смертью его физического тела. 

При всей интеллектуальной сложности и изощренности таких моделей, обычно претендующих на то, чтобы основывать свои выводы “на объективных данных современной науки”,  эти модели не обладают необходимой объясняющей силой. На деле они отвлекают внимание человека от основного вопроса его земной жизни - определения своего отношения к вечности и выбора духовного пути во внеземном состоянии.  И насаждаются материалистические концепции вполне определенными духами из преисподней, заинтересованными в том, чтобы окончательно утопить сознание людей во лжи.

Выявить всю пагубность перевернутого восприятия реальности помогает следующий шаг духовно-экономического исследования - соотнесение функций и их земного результата с духовным результатом (см. схему 2).

 

                                  Схема 2.

 

Функции:                                        Духовная часть

                                                   экономического бытия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рамки духовного пространства. Задание границ хозяйственного поведения, на первый взгляд, очерчивает допустимую область лишь земной деятельности человека. Однако это не так. Любому экономическому решению и действию предшествует умственное и эмоциональное “моделирование” предстоящего события. Это моделирование является особой формой движения человека в духовном мире. Оттого, какие мотивы движут человека и на какие нравственные ценности он  опирается, зависит то, в какой точке духовного пространства он будет преимущественно находиться. Наиболее сильная привязка к тем или иным областям духовного пространства происходит тогда, когда человек не просто “обдумывает”, а совершает определенные действия во внешнем, земном мире.

Если человек придерживается закона Божия, его мотивацией является стремление выполнить волю Бога, а высшими нравственными ценностями для него становятся заповеди Божии. Это обеспечивает постоянное нахождение духа человека в поле истинного бытия, т.е. в том духовном пространстве, в котором человек может жить в соответствии со своим изначальным предназначением. Поэтому духовно-хозяйственные заповеди Божии являются для человека видимыми, доступными для его сознания ориентирами, которые дают возможность человеку двигаться правильно в невидимом для него духовном мире.

И наоборот, чем сильнее человек пренебрегает заповедями, тем дальше он заходит в богооставленные области духовного пространства. Там истинная жизнь невозможна, это пространства смерти.

Структура духовного пространства. Наделение человека ресурсами для хозяйственной деятельности делает возможным для него обеспечение как его собственных потребностей, так и потребности других людей. Чем больше наделенность ресурсами, тем шире возможности человека вступать в хозяйственное общение с другими участниками хозяйственных процессов и тем сильнее воздействие человека на эти процессы. Таким образом, наделение ресурсами существенно изменяет структуру экономического пространства, в котором находится человек, делает возможным то, что невозможно в отсутствие ресурсов.

Также, как и в предыдущем случае, структура земного экономического пространства не существует в отрыве от структуры духовного пространства. Изменения в структуре земного пространства предваряются изменениями в структуре духовного пространства, в котором человек получает расширение своих духовных возможностей. Поэтому сначала даруется закон, который очерчивает границы поля истинного бытия, и лишь затем в ответ на выполнение человеком закона, т.е. в ответ на пребывание человека в поле бытия, ниспосылается благословение как изменение структуры самого поля бытия.

Упорядоченное движение в духовном пространстве.  Ориентация в использовании ресурсов в свете вышесказанного становится источником упорядоченного движения человека в поле бытия. Благословение как изменение структуры пространства пребывания человека создает для последнего новые духовные возможности.

Но с ростом духовных возможностей возрастает и сложность задач,  стоящих перед человеком. В энергонасыщенном, сложном по структуре благословленном пространстве возможности выбора того или иного пути повышаются. И здесь человеку бывает необходима помощь, ориентация. Бог посылает такую ориентацию, благодаря которой человек передвигается в поле бытия упорядоченно, т.е. в соответствии с планами Бога.

Направленная энергетическая поддержка. Задание обязательных хозяйственных действий в духовном смысле проявляется как направленная энергетическая поддержка упорядоченного движения человека в поле бытия.

В земном мире люди хорошо знают, что реализация даже правильных решений часто бывает связана с преодолением многочисленных трудностей, иногда превышающих имеющиеся у человека силы. Даруемая Богом энергетическая поддержка позволяет человеку длительное время концентрировать свои усилия на поставленной цели, и достигать ее.

Локализация в духовном пространстве. Блокирование запретных действий в духовном смысле означает удерживание человека от выхода из поля бытия, т.е. локализацию в пределах поля бытия. Преследование ложных экономических целей (обман, воровство и т.д.) означает вхождение в пространство ложного бытия, что угрожает человеку духовной смертью. Особенно опасность возрастает, когда ложная цель достигнута, ибо это означает привязку к определенной области пространства смерти. Поэтому локализация в поле бытия играет важную защитную роль для людей, не утративших истинной духовности.

Итак, хозяйственная деятельность людей протекает в двух взаимосвязанных, но тем не менее различных пространствах. В пространстве земного мира хозяйственная деятельность предстает сознанию людей видимым, явным образом. При этом видимая цель этой деятельности заключается в удовлетворении физических и иных потребностей земного человека.

Для удовлетворения своих потребностей человек воздействует на природу и вступает в определенные экономические отношения с другими людьми. В той степени, в какой ограничено время пребывания человека в земном мире, ограничено и значение как самого процесса удовлетворения земных потребностей, так и системы экономических отношений, в которой организуются процессы производства, обмена и распределения средств удовлетворения потребностей (товаров, услуг).

Однако человек не переходит из земной формы существования в духовную как из одного автономного способа существования в другой.  Находясь на земле, человек одновременно находится и в духовном мире. То, что он делает на земле, является видимым знаком того, что он делает в духовном мире. Духовный человек есть внутренний человек, живущий в нас и проявляющийся через оболочку физического тела.

Поэтому движение во внешнем, земном мире, одной из форм которого является хозяйственная деятельность, есть видимый след движения в духовном мире. И то, какие интересы человек реализует на земле, есть выражение того, какие интересы он преследует в духовном мире.

Духовный человек сотворен Богом со свойством непрерывного существования. Коренной вопрос для каждого человека - где, в каких условиях духовного мира он реализует эту непрерывность существования. Ибо преходяща не только данная конкретная  земная жизнь,  но преходящ и весь земной мир. Непреходяще лишь то бытие, которое определено Богом к вечности.

Что это означает - определение к вечности?  Вечен Бог, и человек может быть сопричастен вечности лишь выполняя волю Бога, осознавая в себе образ Божий. Пока человек хранит в себе образ Божий - он вечен. Как сын вырастает и становится все более похожим на отца, так и человек духовно возрастает становясь все более похожим на Отца. Бесконечность Бога делает этот духовный путь человека вечным, и путь этот есть вечная жизнь, в которой раскрывается истина человека - его богосыновство.

Поэтому выполнение духовно-хозяйственных заповедей есть нечто гораздо большее, чем просто путь к эффективной организации хозяйства и повышению материального благополучия. Это - путь спасения в вечности, ибо пребывающий в воле Божией жив будет, и будет жив истинной жизнью на небе. Именно в этом содержится главное первого принципа: Бог не просто управляет экономикой, Он спасает человека через экономическую деятельность последнего.

         Развертывание второго принципа и его объединение с первым

Второй принцип заключается в том, что Иисус Христос примирил Бога с человеком и, следовательно, разрешил противоречие между трудом Бога и трудом человека.

Как мы видели из развертывания первого принципа, совокупность средств Божественного управления хозяйственной деятельностью людей имеет своей главной целью отнюдь не материальное,  а духовное благополучие людей. Это духовное благополучие заключается в переходе к вечному пребыванию людей в духовном поле бытия, т.е. в области духовного существования, сущностной основой которой является воля Бога.

Неподчинение воле Божией, в частности нарушение его заповедей, по определению является выходом из поля истинного бытия. Средства Божественного управления помогают человеку входить в поле бытия и удерживаться в нем, однако сами средства Божественного управления не являются принуждением. Поэтому для земного человека всегда существует опасность, что его своеволие может удалить его на большое духовное расстояние от поля бытия.

Но чем сильнее человек удалился от поля бытия, тем сильнее на него воздействие сил из поля антибытия (небытия), т.е. из духовных пространств смерти. На определенном критическом расстоянии от поля бытия человек уже не в состоянии сам вернуться в него. Эта неспособность вернуться в поле бытия есть плата за грех, смерть духовная.

Смерть потому и является платой за грех, потому что грех в духовном смысле есть удаление от поля бытия к полю небытия, пространствам смерти. Что посеет человек, то и пожнет, куда идет, туда и приходит. Это закон, и закон справедлив.

Закон нельзя отменить, ибо отсутствие воздаяния за зло и награды за добро означало бы радикальное изменение духовной Вселенной в соответствии с идеологией сил зла. Именно силы зла пытаются доказать, что зло может быть безнаказанным, а добро - невознаграждаемым. Это - лжезакон, закон беззакония.

В духовной Вселенной действует истинный закон, а не ложный. Библия учит, что отпавшие от Божией воли ангелы были сброшены с небес и скованы узами мрака, т.е. изолированы  в пространстве смерти. Те, кто отринул истинный закон (заповеди Божии) получили воздаяние по истинному закону. Те, кто сохранил верность, получили благодать.

Человек был сотворен позднее ангелов, и его грехопадение было иным по характеру. Человек не был инициатором отступления от заповедей Божиих, но был обманом вовлечен во зло и подпал под законную кару. Он был изгнан из рая и изолирован в условиях земного существования от мира света, но не полностью.

И здесь возник вопрос: может ли закон использоваться в целях зла? Безусловно, изгнание человека из рая с точки зрения сил света было мерой воспитательной, исправительной, но никак не направленной на полную изоляцию человека от мира света, что равносильно смерти духовной. Бог продолжал руководить человеком и после его грехопадения, что показывало, что Бог не отказался от человека и продолжал отводить людям в Своих планах позитивную роль.

Иначе видели свою задачу в отношении человека силы тьмы. Не будучи в силах отменить закон, они обманом и насилием пытались и пытаются вынудить людей совершить грехи такой тяжести, которые в духовном смысле означали бы удаление от поля бытия на критическое расстояние, которое по закону означает духовную смерть.

Т.е. речь идет о том, чтобы превратить исправительное наказание человека в наказание карающее, и только карающее. Ставя эту задачу, демоны имели в виду следующее:

а). доказать, что закон им не только не помеха, но и может быть использован как орудие совершения замыслов зла;

б). показать, что добиваясь от человека обманом и насилием совершения тяжких грехов, сами демоны остаются относительно безнаказанными, ибо они действуют из пространств смерти, которые, собственно, и являются их наказанием. Иными словами, демоны пытаются показать, что мера их наказания не увеличивается от количества совершаемых ими преступлений;

в). добиться духовной смерти людей, т.е. их попадания в ад, пытками вытравить из человека малейший след образа и подобия Божия, и превратить человека в тотально оппозиционное миру света существо;  короче говоря, демонизировать человека и господствовать на ним как над рабом.

В ветхозаветный период чаша весов в борьбе демонов против человека стала склоняться в их пользу. На небе хорошо видели, что огромное количество людей тяжко грешит и уже не сможет выйти из поля небытия, пространств смерти, в которых они должны остаться по закону.

И тогда Бог сказал: “Закон будет исполнен, но так, что человек будет не мертв, а жив”. Иисус Христос, придя на землю, повторил: “Не нарушить  пришел Я, но исполнить”(Мф.5:17).

Принеся бесконечную искупительную жертву за грехи людей, Сын Божий победил смерть и открыл человеку новый путь в поле бытия, который может быть совершен даже в том случае, когда человек в своих грехах уже удалился в пространства смерти.

Этот путь есть прощение через веру и спасение. И этот путь есть не отмена, но исполнение закона. Вера в Иисуса Христа есть  осознание человеком в себе образа и подобия Божия, и потому вера означает окончательный выбор человеком добра и света, и отказ от зла и тьмы.

Данный выбор делается человеком в беспомощном состоянии скованности силами смерти. Но если он делается - положение человека радикально меняется. Грех искуплен Иисусом Христом, законная кара принята Им на Себя, и потому закон исполнен в Нем Самом.

Потому-то Сын Божий Сам есть путь и истина и жизнь.   Верующий во Христа есть пребывающий во Христе, пребывающий во Христе есть пребывающий в духовном пространстве, свободном от греха - т.е. в поле бытия.

“Я есмь дверь” - говорил Иисус Христос - “стучите, и отворят вам”(Ин.10:9; Мф.7:7). Обращение к Иисусу Христу с молитвой о прощении и помиловании открывает дверь в поле бытия. Прощенный Иисусом Христом соблюдается благодатью Божией ко спасению, и благодать эта есть схождение поля бытия в пространства смерти: “приблизилось Царство Небесное" (Мф.4:17).

Искупительная жертва Иисуса Христа привела к созданию особой области поля бытия, предназначенной для спасения грешников. Эта особая область есть именно приближение  Царства Небесного к земному человечеству, т.е. движение поля бытия, компенсирующее грех (который есть удаление от поля бытия).

В практической духовной жизни это означает, что люди, обманом и насилием завлеченные в пространства смерти, не гибнут, если веруют. Ибо в этом случае по прощению Иисуса Христа им на помощь приходят ангелы, которые вступают в борьбу с демонами и не позволяют им навязать человеку пространство пребывания, гибельное для него.

Если человек сохраняет веру до конца дней земной жизни, то после ее окончания он возносится ангелами в Царство Небесное, т.е. христианскую область поля бытия, где и обретает вечную жизнь по обетованию Иисуса Христа.

Так заслугой Иисуса Христа закон исполняется не к смерти, а к жизни человека. И такое исполнение закона есть средство, которым разрешается противоречие между Божественной деятельностью и деятельностью людей, в том числе в области хозяйственной, ибо последняя регулируется заповедями Божиими и по определению является частью поля бытия.

Следовательно, оставление поля бытия через преступление духовно-хозяйственных заповедей также преодолевается искупительной жертвой и прощением Иисуса Христа, которые в данном случае становятся особыми средствами Божественного управления духовно-хозяйственной деятельностью людей.

Поэтому первый и второй принципы должны быть объединены, в соответствии со словами Иисуса Христа “Я и Отец - одно”(Ин.10:30).  Таким образом, к пяти средствам Божественного управления духовно-экономической деятельностью людей, раскрытых в Ветхом Завете, добавляется шестое - прощение Иисуса Христа и благодать поддержки и последующего спасения грешников, покинувших духовно-экономическую часть поля бытия.

Седьмое средство Божественного управления - воздействие Святого Духа. В соответствии с Евангелием, Святой Дух есть Дух Истины, Дух Утешитель. Поэтому в даровании человеку истин христианской веры и внутреннего покоя (утешения) заключается главное воздействие Святого Духа на человека.

Благодать Святого Духа позволяет человеку сохранить ясное восприятие истин веры и переносить трудности земной жизни с помощью внутреннего, духовного утешения. В духовно-экономической сфере Святой Дух гармонизирует потребности хозяйственной жизни человека с потребностями жизни духовной.

Бог един, и потому все семь средств Божественного управления суть единый поток управляющего воздействия Бога на человека. Поэтому Христос как Глава Церкви в соответствии с евангельским положением  «что творит Он, то и Сын творит также» (Ин.5:19) осуществляет и все семь средств Божественного управления - дарует заповеди, благословляет, помогает, императивно воздействует и сдерживает, прощает и спасает, подает благодать познания истины и утешение.

Результатом данного управляющего воздействия становится движение человека в расширенном триедином поле бытия (см. схему 3).

                                                    Схема 3

Триединый Бог

Отец  Сын  Св.Дух

 

 

 

 

 


Первое поле есть поле истины и утешения, праведности через веру. Это поле существует благодаря благодати Святого Духа. Второе поле есть поле прощения и спасения, поле вознесения и преображения в богосыновстве. Это поле существует благодатью Бога-Сына. Третье поле есть поле знания Бога, жизни вечной. Оно образуется откровением Бога-Отца.

Все три поля есть единое поле воли Бога, поле истинного бытия человека. Все сказанное об этом поле справедливо и по отношению к его духовно-экономической части, т.е. той части, движение в которой связано с экономической деятельностью людей.

Итак, нарушение хозяйственных заповедей Библии выводит человека из третьего поля. Вера в Иисуса Христа позволяет человеку находиться в расширенной части поля бытия - конкретно, в первом и втором поле.  Соединяя веру со своей экономической деятельностью, человек, несмотря на все прегрешения и неудачи в последней, в конечном счете достигает третьего поля, жизни вечной - по слову Иисуса Христа.

                  Развертывание 3 - 7 принципов и их объединение

Если  первые два принципа в их развернутом и объединенном виде  говорят о Божественном управлении человеком в его хозяйственной деятельности, то 3 - 7 принципы раскрывают экономические нормы поведения самого человека.

Конечно, эти нормы как часть закона входят в состав средств Божественного управления, и потому их рассмотрение в обособленном виде правомерно лишь до определенных пределов. Точно также мы самого человека можем рассматривать обособленно от Бога лишь до определенных пределов.

По сути, целью Бога в управлении духовно-экономической деятельностью людей является их спасение,  вовлечение в поле истинного бытия, особой областью которого является христианское Царство Небесное.  Поэтому библейские экономические нормы поведения людей должны быть осмыслены как ответ человека на эту высшую цель, как согласие человека следовать воле Бога. В этом осмыслении и заключается развертывание 3 - 7 принципов.

Запрет рабства (3 принцип) является внешним выражением освобождения духовного. Без духовного освобождения свобода внешняя или недостижима, или иллюзорна. Духовное освобождение в христианстве есть спасение по вере в Иисуса Христа, поэтому вера как ответ человека на призыв Бога становится духовной основой для освобождения социального.

Вера в Иисуса Христа означает следование за Ним, уподобление Ему. Как Христос освободил людей духовно, так и человек должен стремиться к освобождению своих братьев социально. Поэтому борьба против рабства и его отмена - это только начало социального освобождения человека. Перспективная же цель заключается в достижении такого социально-экономического порядка на земле, в котором максимально полно бы отразилась духовная природа людей - детей Божиих.

Историческое движение человеческого общества на основе веры в сторону все более высокого социально-экономического порядка является требованием, вытекающим из осмысления третьего библейского принципа. Критерием такого движения выступает степень социальной свободы членов общества.

Общество, в котором социальная свобода его членов полно и точно выразит духовную свободу, даруемую Иисусом Христом, ознаменует приход Царства Божия на землю.

Частная собственность (4 принцип). Осмысленный через истины веры, принцип частной собственности преобразуется в принцип внутреннего, духовного отречения от собственности и превращения ее в инструмент добровольного служения людям.

Духовное отречение от собственности отнюдь не означает стремления к ее отмене как социального института; также далеко не во всех случаях это отречение влечет за собой раздачу своего имущества нуждающимся. Отречение от собственности означает изменение внутреннего отношения к собственности - она уже более не воспринимается как нечто самоценное само по себе и полезное исключительно для самого собственника.

Духовный человек рассматривает частную собственность как необходимое условие творческой  реализации личности в области социально-экономических процессов и как  защиту права человека служить людям так, как этот человек  считает нужным в соответствии со своим призванием.

Поэтому принцип частной собственности в его развернутом виде есть, с одной стороны, принцип побуждения человека к добросовестному служению людям без навязывания ему конкретной схемы и условий такого служения, а с другой стороны, принцип защиты такого добросовестного служения.

Здесь, как и в предыдущем случае, духовное действие Иисуса Христа является образом для духовно-социального действия христианина. Иисус Христос сказал: “... Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28)” и: “Никто не отнимает ее у Меня, но Я сам отдаю ее (Ин.10:18).

Отречение от собственности ради ее служения на благо многих есть отдание ее тогда, когда ее никто не отнимает. Частная собственность необходима не для того, чтобы человек имел возможность удерживать в своем исключительном ведении то или иное имущество, но для того, чтобы он имел возможность отречься духовно от этого имущества, сделав его инструментом служения людям. Главное в частной собственности то, что она охраняет свободу человека в выборе направления, формы и способа служения людям.

Рыночная экономика (5 принцип). Основой рыночной экономики являются отношения товарообмена, духовным источником которого выступает вторая заповедь любви “возлюби ближнего как самого себя”. Для развертывания принципа рыночной экономики необходимо вспомнить третью заповедь любви, данную Иисусом Христом, а именно: “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15:12)”.

Третья заповедь любви подчеркивает, что любить ближнего надлежит не просто как самого себя, а истинно, т.е. в соответствии с той любовью, которую явил людям Иисус Христос. Применительно к товарно-денежной форме отношений между людьми это означает, что люди должны стремиться к истинному равенству, истинному балансу интересов при совершении купли-продажи. Нельзя обманывать другого человека только потому, что тот признает мошенничество в торговле частью “правил игры” на рынке. Это открывает путь к ложному, извращенному пониманию второй заповеди.

Поэтому честность и должный учет интересов партнера в товарообменной сделке становится для христианина практическим исполнением заповеди Иисуса Христа, т.е. актом веры в конкретной области хозяйственной деятельности, товарообмене.

И здесь вновь духовное действие Иисуса Христа становится образом для духовно-социального действия христианина. Духовно христианин следует заповеди любить истинно, уподобляясь в этом отношении Христу. Социально он совершает действия, которые соответствуют его духовному состоянию и выражают его.

Любовь как универсальное,  именно истинное состояние человеческой души, по своей сути бескорыстна. Но эта бескорыстность любви может проявляться многообразно. В частности, любит не только тот, кто дает безвозмездно, хотя пожертвование, безусловно, есть высшее проявление любви. Бескорыстен также тот, кто отказывается от односторонних выгод, которые в принципе возможны, ради равенства и справедливости взаимной выгоды. Именно это имеет место как проявление любви в отношениях товарообмена.

Социальное регулирование (6 принцип). Как мы видели, в социальном регулировании реализуется перераспределение материальных и денежных ресурсов в пользу бедных и остронуждающихся людей. Духовным образом принципа социального регулирования для христианского сознания является бесконечная искупительная жертва Иисуса Христа.

Как Иисус Христос принес жертву ради духовного спасения тех, кто сам не может спастись, так и христиане осуществляют пожертвования и предоставляют помощь ради социального спасения людей, попавших в безысходное состояние бедности и нужды.

Для христиан участие в социальном регулировании есть акт веры в Иисуса Христа, заповеданный Самим Христом:

“Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне” (Мф. 25:35-36).

Подражая в социальном действии (помощь и благотворительность) искупительной жертве Иисуса Христа, люди становятся посланцами Христа к своим нуждающимся и бедствующим братьям. Но благодаря своим братьям, люди по слову Христа благотворят Самому Христу, и тем самым приходят к Нему.

Так осуществляется то, что Иисус Христос есть “Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний” (Откр. 22:13). Развертывание шестого принципа показывает, сколь высокие истины сокрыты в скромном участии человека в трудностях и лишениях своих близких. Не случайно христиане на всем протяжении существования Церкви Христовой придавали большое значение благотворительности и помощи социально нуждающимся людям.

Цикличность развития. Данный принцип ориентирует людей на поэтапное решение социально-экономических проблем, на накопление положительных результатов от этапа к этапу. Множественность циклов, среди которых есть малые, средние, большие и сверхбольшие, указывает на иерархию задач, решаемых в рамках того или иного цикла. Чем сложнее задачи, тем более длительные циклы действуют при их решении.

Спасительная миссия Иисуса Христа коренным образом затронула земные и космические (духовные) судьбы человечества. Масштаб событий здесь таков, что второе пришествие Иисуса  Христа, т.е. начало второго цикла его спасительной миссии, отделено от первого пришествия неопределенно большим периодом времени.

Так, в Евангелии мы читаем: “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы Небесные, а только Отец Мой Один; Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого” (Мф. 24:36-37).

Сообразуясь с этим обетованием Христа, христианин, оценивая социально-экономическую практику человечества, приходит к выводу, что одухотворение социально-экономического развития человечества может потребовать и потребует очень длительных циклов, в течение которых не раз будет возникать иллюзия о чисто земном происхождении экономических процессов.

Но вера как согласие исполнять волю Божию побуждает христианина предпринимать усилия по одухотворению экономических процессов независимо от степени духовности современной ему экономики.

В этом деле христиане ориентируются на цикличность своей духовно-экономической деятельности; как мы позднее увидим, в стадиально-цикличном развитии западной экономики христиане сыграли выдающуюся роль, внося духовность в решение проблем, свойственных той или иной стадии (циклу) экономики.

Итак, мы кратко описали развертывание 3 - 7 принципов. Их объединение иллюстрируется схемой 4.

                                        Объединяющая схема

Схема 4 объединяет 15 элементов, которые образуют три пятиэлементных круга - внешний, средний и внутренний. Так, внешний круг (круги показаны стрелками) включает элементы-принципы: запрет рабства, частная собственность, рынок, социальное регулирование, семеричные циклы. Этот круг выявляет взаимосвязи ветхозаветных норм экономического поведения человека:

(См. схему 4 на следующей странице)

                                     Схема 4

(1) Запрет рабства обеспечивает надлежащее развитие частной собственности. Выражается это в том, что из числа объектов частной собственности исключается незаконный «объект» - человек. Кроме того, дополняющая запрет рабства экономическая норма наемного труда делает возможным законный доступ (через заработную плату и товарообмен) к объектам чужой частной собственности для большей части населения.

(2) Должное функционирование частной собственности, включающее запрет рабства и экономическую норму наемного труда, дает импульс развитию рынка, поскольку с одной стороны существенно расширяется число людей, имеющих возможность товарообмена, а с другой - наемный труд более производителен, чем рабский, и в силу этого доставляет большее количество товаров.

(3) Развитие рынка, характеризующее также и развитие материального богатства общества, расширяет возможности социального регулирования, т.е. перераспределения части товарной массы в пользу бедных и нищих.

(4) Развитие социального регулирования приводит к большей ориентации людей на семеричные циклы, поскольку определяющая эти циклы суббота Господня тесно связана с социальным регулированием (прощение долгов, например, в пятидесятый год).

(5) Укрепление ориентации на семеричные циклы помогает реализации запрета рабства и развитию наемного труда, ибо юбилей (пятидесятый год) как раз и предусматривал освобождение людей из личной зависимости.

Внутренний круг образован пятью элементами, раскрывающими отдельные стороны спасительной миссии Иисуса Христа, и показывает взаимосвязь этих отдельных сторон:

(1) Духовное освобождение людей оказывается возможным на основе искупительной жертвы Сына Божия;

(2) Искупительная жертва имеет своим источником любовь Божию к человеку;

(3) В любви Божией раскрывается спасение людей;

(4) Спасение людей осуществляется через определенные циклы, наибольший из которых охватывает период от первого до второго пришествия Иисуса Христа;

(5) Циклы спасения находят соответствие в циклах духовного освобождения.

Средний круг состоит из пяти развернутых библейских духовно-экономических принципов. На схеме 4 хорошо видно, что развертывание ветхозаветных принципов заключалось в их ориентации на соответствующие стороны спасительной миссии Иисуса Христа. Данная ориентация отображена пунктирной линией, которая связывает сопоставленные элементы трех кругов (всего пять трехэлементных сочетаний).

Естественно, что и в среднем круге выявляются взаимосвязи его элементов:

(1) Социальное освобождение приводит к изменению внутреннего отношения к частной собственности, порождая духовное отречение от привязанности к земным объектам собственности;

(2) Духовное отречение превращает экономическую деятельность в служение Богу и людям, что благотворно сказывается на развитии рынка;

(3) Расширение рынка стимулирует перераспределительные процессы и приводит к возникновению определенных гарантий бедным слоям населения, которые (гарантии) могут рассматриваться как социальное спасение для бедных;

(4) Социальное спасение имеет определенную цикличность, в рамках которой происходит накапливание гарантий и социальной защищенности, причем есть и весьма большие циклы;

(5) Большие циклы духовно-экономического развития составляют исторические стадии социального освобождения людей.

Три круга указывают на три разных уровня духовно-экономической реальности. Внешний круг есть исходный, базовый уровень социально-экономических отношений (норм экономического поведения людей), с которого начинается духовно-экономическое развитие.

Средний круг есть целевой уровень социально-экономического отношений, который предстоит достигнуть человечеству. 

Внутренний круг образует уровень духовного источника, обеспечивающего достижение целевого уровня и вообще решение всех духовно-экономических задач, входящих в историческую миссию христианства.

 

 

 

 
   

 

наверх

www.skyfamily.ru
Copyright © 1999-2014 "Skyfamily". All rights reserved.

Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцами

Оптимизировано для просмотра в браузере Internet Explorer 5,0 и выше