SKYFAMILY









main







основное
Главная..................






обучение




общение
pct/menu_0_18.gif
pct/menu_0_19.gif
pct/menu_0_20.gif
pct/menu_0_20.gif








 

 

ГЛАВА 1.  СЕМЬ ПРИНЦИПОВ БИБЛИИ

Библия - книга духовная. В ней Бог говорит человеку о Себе и о человеке, раскрывая высшее предназначение человека и решающие обстоятельства его пути на земле и в вечности. В ней человек отвечает Творцу и Господу, и эти ответы помогают нам, людям, понять кто мы есть здесь на земле, и что с нами происходит. Это духовное измерение человеческой жизни имеет столь большое значение, что на его фоне хозяйственные проблемы человека кажутся второстепенными, малозначащими.

И все же читающий Библию не может не заметить, что Бог уделяет немалое внимание и вопросам хозяйственной деятельности человека, нередко давая подробные указания что и как надлежит делать в этой, казалось бы, малодуховной области. Вряд ли кому придет в голову, что Бог имеет обыкновение говорить с человеком о пустяках. Верующие люди убеждены в обратном, в том что каждое слово Бога человеку имеет огромную силу и содержит нечто, имеющее первостепенное значение для человека.

В чем же состоит это нечто, если Бог счел нужным дать человеку целый ряд хозяйственных заповедей? За ответом на этот вопрос мы неизбежно обращаемся к самому библейскому Откровению. Собрав воедино хозяйственные, а точнее говоря,  духовно-хозяйственные заповеди Библии, которые суть духовны, ибо в них явлен Дух Божий и обращены они к духу человека, мы можем продвинуться в понимании поставленного вопроса.

                      Первый принцип: экономикой управляет Бог

Многие духовно-хозяйственные принципы Библии были изложены уже в Пятикнижии Моисея. Первый, и важнейший из них заключается в том, что экономикой управляет Бог. Это следует из того, что конкретные указания о хозяйственном поведении древних евреев Моисей получил в Откровении, т.е. непосредственно от Бога. В Библии мы находим многочисленные подтверждения и разъяснения данного важнейшего принципа экономической деятельности. В том числе разъяснения, касающиеся вопроса как именно Бог осуществляет управление экономикой.

Такое управление осуществляется посредством:

·       закона - т.е. обязательного свода богооткровенных правил хозяйственного поведения людей;

·       благословения - в виде дарования Богом человеку особых способностей или возможностей, необходимых для достижения хозяйственных целей;

·       помощи - посредством вразумления, наставления, руководства;

·       императивного воздействия - в виде произведения в человеке стремления достичь и самого действия по достижению определенных хозяйственных целей;

·       сдерживания - на основе лишения внешних и внутренних  ресурсов.

Все библейские духовно-хозяйственные заповеди являются именно законом. Откроем главу 25 Левита и прочитаем начало ее:

“И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: 2 Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню. 3 Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их; 4 А в седьмый год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай.”

В приведенной заповеди мы находим самые существенные характеристики духовно-хозяйственного закона. Во-первых, закон исходит непосредственно от Господа, и потому освящен Божественным авторитетом и обязателен для исполнения.

Во-вторых, закон предназначен для всеобщего знания и следования ему, поэтому закон должен быть объявлен всем, кого он касается. В-третьих, духовно-хозяйственный закон имеет внутреннюю нерасторжимую связь с самой основой всего библейского закона - заповедями любви к Богу и ближнему как они даны в Десятословии.

В прочитанном нами тексте из Левита отчетливо видно, что четвертая заповедь Десятословия “помни день субботний” не только восходит к семи дням творения мира, но и нисходит к конкретному хозяйственному вопросу - порядку возделывания земли, который также подчиняется субботе Господней.

Поэтому говоря о духовно-хозяйственном законе, мы должны ясно представлять его место во всем Законе Божием. Это место определяется тем, что библейские хозяйственные заповеди не обособлены от основной сути Закона, выражаемой важнейшими заповедями любви к Богу и ближнему, но являются проявлением этой сути в хозяйственной жизни людей.

И здесь есть еще один важный аспект. В хозяйственной деятельности людей реализуются не только отношения человека с Богом и другими людьми, но и отношения человека с природой, “землей”. Господь определяет Свою субботу не для одного человека, но и для всей земли. В этом проявляется любовь Божия ко всему Его Творению, а потому и человек, созданный по образу и подобию Божиему, должен также любить природу и заботиться о ней.

В этом заключается определенная специфика духовно-хозяйственного закона. Он регулирует не только отношения человека с высшим (Богом) и равным (другими людьми) бытием, но и с бытием, которое стоит ниже человека в мироздании, говоря конкретно, с земной природой.

Другим средством Божественного управления экономикой является благословение. Его можно рассматривать как поощрение людей посредством дарования им различных благ и ресурсов. В Библии благословение весьма часто является поощрением праведности, поощрением поведения людей в соответствии с волей Бога. 

Вот три ярких примера:

Из Книги Бытия: “И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь”(Быт.26:12).

Из Второзакония: “17 И чтобы ты не сказал в сердце твоем: “моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие”, 18 Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим” (Втор.8:17-18).

Из Второзакония: “ И даст тебе Господь изобилие во всех благах ... чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, и сам не будешь брать взаймы” (Втор.28:11-12).

Благословение может выразиться в даровании человеку внешних благ, например, богатого урожая, или в даровании внутренних ресурсов (определенных способностей) - например, силы приобретать богатство. Всегда подчеркивается связь благословения с выполнением воли Бога: сила приобретать богатство дается для исполнения завета, т.е. порядка жизни человека, установленного Богом.

Помощь выступает третьим средством Божественного управления. Ее суть отчетливо раскрывается в псалме 31:

“Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою” (Пс.31:8).

Помощь, в отличие от благословения, в меньшей степени есть дарование внутреннего или внешнего блага в распоряжение человека. Она есть, скорее, процесс разъяснения свыше человеку воли Бога, процесс обучения человека и руководство им на его пути. В качестве примера такого разъяснения в хозяйственной области можно привести следующий отрывок из Второзакония, в котором Моисей записал полученное им вразумление:

“Если будешь строить новый дом, то сделай перила возле кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него”(Втор.22:8).

Императивное воздействие имеет место тогда, когда Бог непосредственно совершает то или иное действие в человеке. В Послании к Филиппийцам сказано:

“... Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению”(Филипп.2:13).

Императивность здесь подразумевается тем, что хотение и действие связаны неразрывно, так что вслед за хотением (устремлением, волей к чему-либо) сразу следует само действие. Между волей Бога и волей человека, волей человека и действием человека в данном случае не остается места для колебаний, которые Бог устраняет и делает, таким образом, Свое воздействие на человека императивным.

Императивное воздействие нельзя рассматривать как принуждение. Благое самоопределение человека к послушанию и добрым делам может наталкиваться на препятствия внешнего и внутреннего порядка. Бог укрепляет волю людей в такой степени, что эти препятствия непременно преодолеваются. Событие, к которому стремится человек и которому Бог определил быть в жизни человека, происходит обязательно, но без принуждения. В этом проявляется благоволение Бога, т.е. Его желание осуществлять благие дела людей.

Сдерживание есть действие Бога, обратное по смыслу императивному воздействию. В Библии есть примеры, исчерпывающе объясняющие, при каких обстоятельствах реализуется это средство Божественного управления хозяйственной деятельностью людей. Так, однажды на всей земле был один язык и одно наречие. И задумали люди построить себе город и башню, высотою до небес.

“6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у них язык; и вот что начали они делать, и не откажутся они от того, что задумали делать. 7 Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город” (Быт.11:6-8).

В этом примере люди устремление к небу духовному подменили устремлением к небу земному. Они перестали понимать Бога, и Бог сделал так, что они перестали понимать друг друга. Хотя люди могли достичь своей цели, они ее не достигли, ибо этому воспрепятствовал Бог.

Второй принцип: Иисус Христос - источник разрешения противоречия между Божественным и человеческим трудом

Острейшая тема Библии - грехопадение человека, его неспособность выполнять Божественные заповеди, в том числе духовно-хозяйственные заповеди. Уклониться от рассмотрения этой темы в духовно-экономическом исследовании означает потерять высший смысл такого исследования - уяснение спасительного действия Иисуса Христа в области духовно-хозяйственной деятельности людей.

Еще раз повторим: духовно-хозяйственная деятельность людей разворачивается в трех планах бытийных отношений. В ней реализуются отношения человека с высшим бытием, Богом; отношения человека с равным бытием (другими людьми); отношения человека с более низким бытием (природой).

Человек был создан по образу и подобию Божиему. Как Бог есть Владыка людей, имеющих низшее и зависимое по отношению к Нему бытие, так и человек был поставлен Богом владычествовать над природой, которая имеет низшее бытие  по отношению к человеку:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле” (Быт.1:26).

Следовательно, отношения человека с природой есть образ и подобие отношений Бога с человеком. Эти два вида отношений тесно связаны. Труд человека как деятельное отношение человека к природе есть образ того невидимого процесса, который его духовно определяет. Этот процесс есть труд Бога как деятельное отношение к самому человеку.

Пребывание человека в воле Бога, в гармонии с Богом, ориентировало его на пребывание в гармонии с природой. В саду Эдема человек должен был заботиться о природе, и пользоваться плодами природы (сада), не нанося ей ущерба. Заботясь о природе, человек имел возможность переживать и развивать любовь к низшему бытию, и одновременно наслаждаться той великой радостью, которую ему принесла бы в ответ благодарная природа силой Бога, ее создавшего.  

Это был путь познания человеком Бога, ибо такой порядок жизни коренился в самом отношении Бога к человеку. Бог заботился о человеке и хотел, чтобы  человек приносил угодные Богу плоды, т.е. исполнял святую волю Его. Перед человек открывалась перспектива созидательного труда в царстве природы, который бы стал для человека видимым образом незримого созидательного труда  Бога над человеком.

Это был путь человека в полноту святости образа и подобия Божия в нем. Путь, который оказался прерван грехопадением. Нарушение заповеди Бога не есть от дерева познания добра и зла (Быт. 2:17) означало для человека его самоопределение  к такому способу своего существования, в котором человек становился в равной степени подвержен добру и злу, что было несовместимо с пребыванием человека в мире добра. Читаем в Книге Бытия:

“22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он  руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят” (Быт. 3:22-23).

Из данного места Библии следует, что в мире добра знание добра и зла возможно лишь для Бога, имеющего силу быть неподверженным злу, зная его. Для человека такое знание означает  принятие зла в свою природу. И конечно, перспектива увековечения человека в этом противоестественном состоянии совмещения в себе добра и зла через вкушение от древа жизни была для Бога неприемлема. Ибо в этом случае человек уже бы не реализовался как образ и подобие Божие, как разумное существо, свободное от зла.

Итак, человек был выслан из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. Этот труд уже принципиально отличался от труда в саду Эдема. Изменения произошли на бытийном уровне. Выйдя из повиновения высшему бытию, Богу, человек обратил против себя закон, по которому был создан: низшее бытие, природа, также вышла из повиновения, но уже человека. Земля была проклята из-за человека, и стала приносить для него терние и волчцы, и земное естество человека, его тело, стало своей смертностью также неподвластно ему ( См. Быт. 3:17-19).

Выше было отмечено, что труд человека как деятельное отношение человека к природе видимым образом раскрывает для человека духовный труд Бога над самим человеком. После грехопадения человек вступил в период скорбного, часто тяжкого труда с уже неочевидными плодами. За что? - часто с горечью вопрошает человек. За то, что преступил волю Божию. Для чего? - в том числе для того, чтобы познать, чем стал духовный труд Бога над человеком после грехопадения человека. Ибо надлежит человеку познавать Отца своего.

Противоречия труда человека, его хозяйственной деятельности отражают противоречие между Божественным и человеческим трудом. В познании добра человек достигает положительных хозяйственных результатов, и за этим стоят положительные результаты труда Бога над нами; в познании зла человек терпит неудачи и лишения, и за этим стоит борьба Бога со злом в нас.

Заповеди духовно-экономического закона в Библии даны применительно к падшему состоянию человечества. Мы изучаем их для того, чтобы подготовиться к целостному восприятию духовно-экономического пути земного человечества. Но мы знаем из Нового Завета, что выполнение Закона Божия  оказалось людям не под силу, ибо слишком велика тяжесть греха, лежащего на нас. В рассматриваемой нами теме это означает, что противоречие между Божественным и человеческим трудом оказалось гибельным для человека.

Отсюда вторым важнейшим духовно-экономическим принципом Библии является то, что противоречие между Божественным и человеческим трудом было разрешено Иисусом Христом. Ибо если Иисус Христос Своей бесконечной жертвой преодолел неспособность людей исполнить закон, то это касается и закона духовно-экономического, который есть неотъемлемая часть всего Закона Божия.

Поэтому вера в Иисуса Христа возрождает и делает достижимой духовную цель экономического развития - устремление к Царству Божиему на земле в земной жизни и спасение в Царстве Небесном по ее окончании.

Третий принцип: запрет рабства и экономическая норма наемного труда

Заповеди духовно-экономического закона были даны падшему человечеству. Мы говорили о том, что выйдя из повиновения Богу, человек обратил против себя действие закона, по которому был создан. И это проявилось не только в отношениях человека с природой, но и в отношениях людей, которые были созданы сущностно равными. Вместо братства к людям пришло рабство. Вместо силы убеждения пришла сила принуждения.

Помраченное злом сознание людей в библейский период настолько свыклось с рабством, что и в самой Библии запрет рабства появился не сразу. Даже богобоязненные персонажи Библии нередко представляли рабство чем-то естественным и даже идущим от Бога. Так, Лаван сказал:

“Я раб Авраамов. Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов” (Быт. 24:34-35).

Здесь рабы и рабыни перечисляются среди прочих видов имущества, относящихся к природе. т.е. низшему по отношению к человеку бытию. Человек нарушил заповедь Бога владеть только живыми существами природы и землей, и стал владеть себе подобными, низводя их - и тем самым самого себя - до бездуховных существ. И он перестал чувствовать в этом грех, отступление от воли Бога.

Положение было очень серьезным. В десяти заповедях Моисея также нет неприятия рабства, а в последней, десятой заповеди, рабство не то чтобы признается, а, лучше сказать, констатируется:

“Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего” (Исх. 20:17).

Но из десятой заповеди и аналогичных положений Библии было бы в корне неверным делать вывод, что рабство каким-то образом санкционировано Законом Божиим. Оно не было санкционировано, но пришло к людям как результат их грехопадения.

Отношения владычества возможны лишь со стороны высшего бытия к низшему. Бог - Владыка людей и природы. Человек - владыка природы в том, что относится к его компетенции. Нарушив заповедь Божию в Эдеме, человек как бы поставил себя вровень с Богом, ибо компетенцию высшего бытия можно оспорить лишь на уровне высшего бытия.

Нарушение человеком бытийной иерархии в отношениях  Бога и человека немедленно отозвалось на других уровнях иерархии. Человек обнаружил, что равное ему бытие, другой человек, может претендовать на владычество над ним, т.е. на выполнение функций высшего бытия. Только так мы с духовной точки зрения можем объяснить рабство, и четко идентифицировать источник его появления - грех человека.

В Библии Бог говорит древним евреям:

“39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской. 40 Он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, 41 А тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих. 42 Потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской; не должно продавать их, как продают рабов” (Лев. 25:39-42).

В приведенной заповеди необходимо обратить внимание на следующие основные моменты.

Во-первых, Бог обращается к людям (в данном случае к древним евреям) называя их законный, предусмотренный от сотворения человечества статус братьев друг другу. Из этого статуса вытекает неприемлемость порабощения человека человеком. Соответственно, в заповеди прямо запрещается относиться к брату своему как рабу.

Во-вторых, в заповеди формулируется приемлемая, по крайней мере временно, норма экономических отношений между богатыми и бедными людьми. Эта норма есть отношения наемного работника и работодателя. Даже в том случае, когда бедный человек продан, его роль наемника позволяет рассматривать цену продажи как часть его вознаграждения за наемный труд, но отнюдь не как цену продажи его самого как вещи.

В-третьих, в заповеди содержится установка на восстановление равноправия участников экономических отношений. Это проявляется в том, что в юбилейный год наемник должен был получить возможность вернуться вместе с семьей к прежнему образу жизни во владении своих отцов, и стать таким же свободным, хотя и необязательно таким же состоятельным, как его работодатель.

В-четвертых, Бог вновь обращает внимание людей на то, что владычество по отношению к людям может осуществлять лишь Он Сам, поскольку лишь Ему подвластно все во Вселенной. Человек в принципе не может занять независимую позицию по отношению к Богу, поскольку человек не способен выйти за границы сотворенных Богом миров и законов их существования; в этом смысле люди - рабы Божии, ибо их судьба и сама жизнь - в руках Бога.

Вернемся к книге Левит, в которой далее говорится:

“44 А чтобы раб твой и рабыня были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас. 45 Также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашею собственностью” (Лев. 25:44-45).

Здесь мы видим, что духовный запрет рабства в ветхозаветный период не был всеобщим. В отношении народов, окружавших Израиль, он не действовал. Не действовал он и в отношении самих древних евреев, когда они нарушали заповеди и через это попадали в рабство к другим народам. Поэтому запрет рабства  и замена его наемным трудом в Ветхом Завете означали духовно-экономический принцип, который надлежало реализовать только внутри народа Израиля.

Но возможна и иная интерпретация этого библейского положения. Известно, что Моисей в своей законодательной практике формулировал не только заповеди, полученные им в откровении, но и давал свои, компромиссные нормы, призванные облегчить выполнение закона древним евреям.

Так, Иисус Христос сказал, что Моисей позволил разводиться с женами по жестокосердию древних евреев, и что от начала не было так (Мф.19:8). Вполне вероятно, что Моисей в книге Левит также дополнил Богооткровенную заповедь о запрете рабства компромиссным разрешением покупать рабов из языческих народов.

Окончательное духовное решение проблемы рабства дано в учении Иисуса Христа. То, что грех есть источник рабства и что воля Божия состоит  в освобождении людей из рабского состояния, видно из следующих речений Иисуса Христа:

“31 Тогда сказал Иисус уверовавшим в Него  Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 И познаете истину, и истина сделает вас свободными. 33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же ты говоришь: “сделаетесь свободными”?  34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха;  Но раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; 35 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободными будете” (Ин. 8:31-35).

Иисус Христос обращает внимание прежде всего на внутреннее рабство людей, из которого вытекает и рабство внешнее. Свобода или несвобода во внешнем, земном мире во многом иллюзорны; ибо истинный человек есть внутренний, духовный человек. Рабство же внутреннего человека заключается в утрате истины, которая есть источник жизни и свободы. Как “Путь и Истина и Жизнь” (Ин. 14:6) Сын Божий может освободить внутреннего человека.

Тогда становится разрешимой и проблема рабства во внешнем мире. Последующее историческое развитие человечества, в котором христиане сыграли решающую роль в искоренении рабства как массового явления, полностью доказало истинность слов Иисуса Христа.

Более того, открыв в Себе людям Бога-Отца, Иисус Христос показал и тот путь, посредством которого люди преображаются из рабов Божиих в детей Божиих.  Не в силах человека самовольно приобщиться к Божественной природе, но в силах Бога усыновить людей и вознести их, послушных сыновей и дочерей, силой Его любви к жизни свободной и вечной.

И образом этого духовного вознесения человека здесь, на земле, в ветхозаветное время являлось запрещение рабства. Сила и высота духовного освобождения не мирится с чуждой ей социальной оболочкой, но непреодолимо воздействует на нее и приводит ее в соответствие с законами истины, а не лжезаконами зла.

 

                     Четвертый принцип: частная собственность

 

Принцип частной собственности сформулирован в Библии четко, однако библейское понимание этого принципа существенно объемнее, чем соответствующее правовое и экономическое понимание собственности. Для восприятия частной собственности в целостно-библейском виде необходимо рассмотреть ряд положений Библии.

Прежде всего, необходимо учитывать, что духовное измерение делает многие экономические понятия относительными, и частная собственность здесь не исключение. В духовном смысле частная собственность вовсе не собственность. Она не собственность в силу двух обстоятельств.

Во-первых, Бог сотворил землю и дал ее людям, чтобы они “наполняли и обладали ею”(Быт.1:1,28). При этом Бог определил, что земля остается Его, а люди являются пришельцами и поселенцами у Бога (Лев. 25:23).

Во-вторых, собственность в духовном смысле является то, что неотъемлемо принадлежит человеку. Земная жизнь преходяща, преходящи и сопутствующие ей земные отношения собственности.

Поэтому христианское богословие использует термин “частная собственность” подчеркнуто в земном контексте. В общебиблейском же смысле право собственности рассматривается только как право управления объектами собственности Бога, данных Богом человеку в определенных пределах.

Если общебиблейское понимание “собственности” как “права управления” не упускается из виду, а контекст рассмотрения охватывает только отношения между людьми, то “право управления” правомерно рассматривать как “право собственности”. По сути, так обстоит дело в десяти заповедях, в которых первые четыре заповеди посвящены отношениям Бога и людей, а шесть последующих - отношениям между людьми.  Восьмая и десятая заповеди как раз и содержат прямое признание и защиту права частной собственности.

Итак, “право управления” есть выражение отношений Бога и людей в связи с использованием людьми  ресурсов сотворенного Богом мира;  “право собственности” есть выражение отношений между людьми в связи с использованием данных ресурсов в обстоятельствах земной преходящей жизни.

Между “правом управления” и “правом собственности” нет противоречия, если соблюдается воля Бога, ибо Бог утвердил оба права как законные. Бог многообразно наделяет людей различными благами - богатым урожаем, умственными способностями и т.д.

Но использование этих благ их получателями невозможно, если они сами (блага) и создаваемые с их помощью полезные ресурсы не будут признаваться людьми как частная собственность. Ибо Бог дает то или иное благо каждому человеку персонально, а не вообще всем, кто пожелает его использовать. Потому-то уважение частной собственности есть соблюдение и права управления, данного Богом конкретному человеку.

Дав землю людям в обладание ею, Бог остался собственником земли; дав землю “всем” людям, Бог оставил за Собой право определять долю каждого в общей совокупности благ и ресурсов. Поэтому концентрация земной собственности в одних руках при оскудении в других  еще не является основанием для отрицания самого принципа частной собственности, который отражает личную ответственность людей за управление полученными от Бога ресурсами.

Ибо экономика не имеет своей высшей целью равное снабжение людей  материальными благами, необходимыми для земной жизни. Ее высшая цель духовна - стать полем для выражения любви людей к Богу и другим людям. Одному суждено жить в изобилии, и преодолевать соблазн богатства оказывая помощь другим и через это утверждаться в любви к Богу. Другому полезнее прожить в скудости доказывая, что его любовь к Богу не зависит от уровня “материального вспомоществования”, и что зависть не способна омрачить отношение к более состоятельному ближнему.

Частная собственность вовсе не обязывает людей что-то делать по принуждению. Напротив, принцип частной собственности охраняет право людей  поступать с ней преимущественно по собственному усмотрению. Но наряду с частной собственностью существуют и другие библейские принципы - товарообмен, благотворительность, помощь - которые обеспечивают то, что  принцип частной собственности не выполняет и не должен выполнять.

Именно это понимание - что частная собственность есть интегральная часть всего свода библейских духовно-экономических принципов, что она выполняет свои функции в тесной координации с функциями других принципов, избавляет нас от прискорбной склонности винить частную собственность в том, в чем она не виновата.

                            Пятый принцип: рыночная экономика

В Библии довольно много внимания уделяется товарно-денежным отношениям. Принцип купли-продажи товаров и услуг посредством денег тесно связан с ранее рассмотренным принципом частной собственности. Частная собственность фиксирует относительное обособление того или иного блага в ведении конкретного хозяйствующего субъекта. Превращение объектов частной собственности в товар и их движение на взаимной и равной основе в руки других собственников раскрывает тот способ, посредством которого люди могут получить законный доступ к благам и ресурсам чужой частной собственности.

В сущности, принцип этот прост: поделись тем, что дал тебе Бог, с другими людьми, и они поделятся тем, что у них есть от Бога, с тобой. Если у тебя есть некоторое умение, поработай ради того, кому это умение нужно, и он воздаст тебе по договоренности с тобой из того, что у него есть и что нужно тебе. Вот и все. Экономическая норма наемного труда и принцип частной собственности делают возможным процесс товарообмена не только для богатых, но и вообще для большинства членов общества.

Бог никого не оставляет без даров; но нужно найти способ использования данного тебе для того, чтобы в сотрудничестве с другими людьми обеспечить круг твоих потребностей и потребностей других.

Да, Бог дал землю в обладание всем людям, но Он дал также духовно-хозяйственные заповеди, которые делают процесс использования общечеловеческого достояния упорядоченным и вообще возможным. Экономическая норма наемного труда, частная собственность и товарообмен уже в значительной степени проясняют, в чем состоит данная упорядоченность в использовании общего достояния.

Товарообмен предполагает взаимное согласие сторон касательно условий (цена, количество товаров, сроки платежа и т.д.) такого обмена, следовательно в основе товарообмена лежит базовый принцип равенства людей. Поэтому товарно-денежный характер экономики возвращал людей к осознанию того, что было в значительной мере утеряно в грехопадении, возвращении к осознанию всех людей как ближних, братьев и сестер.

Этот смысл явственно виден в основной заповеди, данной Богом в качестве духовной основы купли-продажи:

“Если будешь продавать что ближнему твоему, или покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга” (Лев. 25:14).

Не стремитесь обмануть друг друга, не стремитесь оказать давление друг на друга, не стремитесь использовать вашего ближнего как средство вашего обогащения: в этом реализуется любовь к ближнему как самому себе в реалиях хозяйственной практики.

Как и в случае с частной собственностью, необходимо четко видеть, в чем назначение принципа товарообмена и не смешивать назначение данного принципа с назначение других принципов. Никто не обязан продавать себе в убыток - в товарообмене реализуется нравственное требование справедливости, т.е. равного учета интересов сторон.

От того, что объект частной собственности становится товаром, он не перестает быть объектом частной собственности. Владелец по своему усмотрению определяет, при какой цене и прочих условиях сделки он сочтет приемлемой продажу. В этом осуществляется право частной собственности.

С другой стороны, и покупатель не обязан покупать что-либо невыгодно. В данном случае он лишь иначе реализует свое право собственности - как отказ от того, что ему не нужно при данных условиях.

Поэтому согласие без принуждения - суть товарообмена, в которой проявляется общечеловеческий, нравственный закон равного сотрудничества на благо всех в зависимости от вклада в такое сотрудничество.

                     Шестой принцип: социальное регулирование

Социальное регулирование заключается в противодействии критическому обнищанию бедных за счет создания дополнительных (по отношению к товарообмену) каналов законного доступа к объектам чужой частной собственности. Библия предусматривает два таких канала - льготный и благотворительный.  Следовательно, вся система перехода объектов частной собственности из одних рук в другие имеет три канала:  товарообмен, льготная передача ресурсов и благотворительность.  Наследование и дарение, при всей их специфике, можно рассматривать как вид благотворительности.

Товарообмен отражает нормальную экономическую ситуацию, в которой равноправные участники получают доступ к объектам частной собственности друг друга на добровольной, возмездной и эквивалентной основе. В товарообмене экономические отношения людей в наибольшей степени проявляются как сотрудничество. Поэтому общества, сумевшие превратить свое хозяйство в рыночную экономику, показали и наиболее динамичное хозяйственное развитие.

Вместе с тем, во всех обществах всегда были люди, неспособные по тем или иным причинам к равноправным экономическим отношениям. Пренебрежение нуждами таких людей всегда несло угрозу социальной нестабильности и часто имело негативные духовные результаты.

В Библии дано решение этой проблемы, альтернативы которому до сих пор не найдено. Оно заключается, во-первых, в дополнении возмездных и эквивалентных отношений (товарообмен) возмездными, но неэквивалентными отношениями (льготный канал движения ресурсов).

Приведем наиболее характерный библейский пример льготных отношений. В Книге Исход читаем:

“Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста” (Исх. 22:25).

Предоставление денег взаймы является возмездной операцией, поскольку выданная сумма подлежит возврату, возмещению. Но отказ от взимания процентов (платы за пользование ссудой) делает эту операцию неэквивалентной. Давший деньги взаймы без процентов в течение какого-то времени теряет возможность использовать данный денежный ресурс для производительных или потребительских целей, т.е. терпит определенный экономический ущерб.

Этот ущерб не возмещается, и потому становится льготой для получателя беспроцентной ссуды. Эта последняя, таким образом,  занимает промежуточное положение между чисто рыночной операцией (платные ссуды, предусматривающие взимание процентов) и чисто благотворительной операцией (полностью безвозмездная передача ресурсов).

Льготная передача ресурсов ориентирована на бедных, т.е. на людей, находящихся в стесненных материальных обстоятельствах, но потенциально способных достичь достатка. Данная двойственность положения бедных отражается и в двойственности льготной передачи ресурсов.

С одной стороны, полученные взаймы деньги надо возвращать, а это становится возможным если бедный своим трудом сумеет создать доход, часть которого пойдет на возврат потраченной заемной суммы. Возмездная часть рассматриваемой операции, следовательно, является побуждением к труду. 

С другой стороны, возможности бедного получить доход весьма ограниченны, и он нуждается в помощи.  Такая помощь реализуется в виде невзимания платы за пользование денежным ресурсом. Соответственно, в беспроцентной ссуде реализуется также благотворительная часть, которая хотя и не отменяет возмездный характер этой операции, но делает ее неэквивалентной, т.е. не полностью возмездной.

Во-вторых, кроме бедных в обществе всегда всегда имеются люди не просто бедные, а фактически не имеющие шансов получить минимально достаточный доход посредством своего труда.  Для них Священным Писанием предусмотрена благотворительность.

Особое значение имела такая форма благотворительности как прощение долгов:

“В седьмый год делай прощение. 2 Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего: ибо провозглашено прощение ради Господа” (Втор. 15:1-2).

Из стиха 4 этой же главы Второзакония видно, что прощение долгов было прежде всего мерой вспомоществования уже не просто бедным, а нищим. При этом сама формулировка заповеди, “провозглашено прощение ради Господа”, указывала на очень высокий духовный смысл прощения долга нищим должникам.

И смысл этот был раскрыт Иисусом Христом в Нагорной проповеди:

“Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; 15 А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6:14-15).

 

                         Седьмой принцип: цикличность развития

 

Согласно Библии, духовно-экономическая деятельность людей должна осуществляться в рамках определенных циклов. Библейские циклы восходят к первоциклу - сотворению мира Богом в шесть дней и завершению первоцикла седьмым днем покоя Бога. Как образ и подобие Бога, человек воспроизводит в своей творческой, в частности хозяйственной, деятельности изначальную семеричную цикличность.

Первый человеческий цикл ясно сформулирован в четвертой заповеди Десятословия:

“8 Помни день субботний, чтобы святить его. 9 Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; 10 А день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его” (Исх. 20:8-11).

Как мы видим, Моисей прямо увязывает семидневный духовно-хозяйственный цикл человека с семью днями (включая день покоя Бога)  творения мира. А это и означает, что выполняя данную заповедь, человек реализует себя как образ и подобие Божие в сфере творческой, хозяйственной деятельности.

Второй библейский цикл - семилетний. Снова читаем в Книге Левит:

“И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: 2 Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню. 3 Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их; 4 А в седьмый год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай” (Лев. 25: 1-4).

И в этой заповеди мы снова видим, что более длительный семилетний цикл также формируется на основе завершающего принципа субботы Господней, т.е. также восходит к первоциклу. Сравнение характеристик первого и второго циклов выявляет одно важное обстоятельство. В первом человеческом цикле речь шла преимущественно о субботе как дне покоя человека. Во втором - о субботе как годе покоя земли.

Здесь проявляется рассмотренная выше иерархия бытийных отношений. На высшем уровне бытия был совершен Божественный первоцикл сотворения мира, завершенный седьмым днем покоя Бога.

На человеческом уровне бытия человек, как образ и подобие Божие, должен руководствоваться семидневным циклом своей хозяйственной деятельности, который завершается седьмым днем покоя человека для его обращения к Господу.

На природном бытийном уровне земля, природа, как объект владычества человека также должна вовлекаться в оборот на основе семеричного цикла, завершаемого седьмым годом покоя земли.

Третий библейский цикл - пятидесятилетний:

“8 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. ... 10 И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя” (Лев. 25:8,10).

Ведущей темой третьего цикла становится тема социального освобождения. В юбилейный год надлежало освободить всех людей, попавших в личную зависимость, и вернуть утраченную ими землю их отцов. В этом действии восстанавливалась социально-экономическая основа братства людей, и юбилейный год был годом нравственного очищения. Именно в этот момент проверялась готовность людей реализовать свое вечное начало - образ Божий - в конкретном действии по отношению к своим ближним, в действии, которое шло вразрез с эгоистично понятыми  экономическими интересами состоятельных людей.

Поэтому в заповеди о юбилейном годе утверждался приоритет духовных ценностей над ценностями материальными, раскрывалась духовная цель экономического развития. Данная цель состояла в отказе от привязанности к  материальному миру, в самоосознании человеком себя как человека духовного. В этом заключалось познание истины, которая бы сделала людей свободными.

Триединство библейских семеричных циклов несет в себе важную информацию о единстве Вселенной, реализуемом через систему духовно-космических ритмов. Согласование ритмов разных бытийных уровней позволяет Вселенной существовать и развиваться как единое целое.  Поэтому заповеди о субботе Господней раскрывают координацию жизненных процессов на бытийном уровне.

Выхождение из такой координации оборачивается дезинтеграцией межбытийных взаимодействий, что бьет по нижерасположенным уровням бытия и несет тенденцию разрушения единства Вселенной и гибели отдельных ее частей.

«Живу Я! Говорит Господь Бог» (Иез. 18:3), и: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8:3), а также: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8:19).

Здесь мы видим,  что Бог, имеющий жизнь в самом Себе, животворит человека через Свое откровение, которое должно быть исполнено человеком и донесено также и до твари (природы). Как выше отмечалось, откровение, в равной мере относящееся к человеку и природе, есть откровение о субботе Господней. Поэтому заключаем, что исполнение заповеди о субботе (семеричных циклах) играет важную роль в нисхождении духовной жизни свыше на второй и третий уровни бытия.

 

 

 

 
   

 

наверх

www.skyfamily.ru
Copyright © 1999-2014 "Skyfamily". All rights reserved.

Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцами

Оптимизировано для просмотра в браузере Internet Explorer 5,0 и выше