ПРЕДИСЛОВИЕ
Как и предыдущая работа автора «Бизнес
во Христе», эта книга - приглашение к размышлению.
Мы живем в непростом мире, в котором порыв
к сокровенному, знанию того, кто мы есть и чем
будем в вечности, часто гаснет в материальных
заботах и прочих земных делах.
Означает ли это,
что истины веры открываются только вполне отрешенным
от мирской суеты, а достигнуть высокого уровня
духовного развития и избрать себе достойную
цель в жизни можно лишь плотно отгородившись
от влияния земного мира?
Эта книга о том, как можно и нужно, обретя веру в Иисуса
Христа, выразить ее в области экономической
деятельности, будь то деятельность предпринимателя,
менеджера, специалиста или рядового работника.
Но эта книга говорит и о большем.
Мы живем в России
и являемся частью российского народа. Кроме
личной судьбы каждого из нас есть еще и судьба народа, с
которой наши личные судьбы незримо связаны.
И потому кроме личной веры, есть также вера
народа, которую он проносит через века и которая
в конечном счете определит его духовную судьбу.
Как соотносится с народной верой экономическое процветание
страны? Странный
вопрос, подумает читатель - разве не сказано
в Библии, что Бог благословляет людей богатством
и мирным временем? Да, именно так, источником
экономического процветания стран является благословение
Божие, ниспосылаемое на народы по их вере.
Но из Библии следует также, что благословение не является
единственным действием Бога в отношении хозяйственной
жизни людей. По сути, если рассмотреть в комплексе
библейские заповеди по экономике, нельзя не
придти к выводу, что Бог управляет
экономикой.
И этот вывод влечет за собой весьма серьезные последствия.
Если страна процветает, то ее народ хорошо выполняет волю Божию в отношении экономического развития. Если
страна бедствует - надо крепко призадуматься,
почему это происходит.
Современное состояние экономики России самым настоятельным
образом требует подобного размышления. Ибо с
трудом в голове укладывается, как может страна,
имеющая столь богатые природные ресурсы и достаточно
образованный народ, влачить столь жалкое экономическое
существование.
В этой ситуации вполне логичным выглядит обращение к духовно-экономическому
опыту ныне развитых стран Европы и Северной
Америки. Бесспорен тот факт, что именно эти
страны были родоначальниками ускоренного социально-экономического
развития, лидерами которого они в целом остаются
и доныне.
Хорошо известно также, что значительную, а в определенные
важнейшие исторические периоды и определяющую,
роль в экономическом прогрессе названных стран
сыграли христиане - протестанты и католики.
Для многих видных ученых, особенно после работ
немецкого социолога Макса Вебера, стала очевидна
связь между верой и экономическим прогрессом.
Эта связь усматривается прежде всего во влиянии
хозяйственной этики, основанной на христианских
ценностях, на экономическое поведение человека.
Но проблема в целом глубже. Как объяснить то, что сквозь
века, начиная с периода раннего феодализма,
в экономике западных стран обязательно присутствуют,
хотя и в существенно разной мере, семь библейских принципов экономического развития, многие из
которых были сформулированы еще в Пятикнижии
Моисея?
Не означает ли это, что упомянутые принципы указывают на
существование особой духовно-экономической реальности,
обеспечивающей системное развитие экономики
и имеющей цели, которые далеко не сводятся только
к повышению экономической эффективности?
Предлагаемая вниманию читателя работа положительно отвечает
на этот вопрос и дает описание названной духовно-экономической
реальности в концепции библейского уклада. Поскольку
исследование системообразующих экономических
процессов есть преимущественно предмет такой
науки, как политическая экономия, то автор счел
возможным назвать свою работу «Политическая
экономия Библии».
Этим подразумевается, что в работе изложен
духовный, основанный на Библии, взгляд на системообразующие
экономические процессы общества.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Предлагаемая
книга - не исследование экономиста, для которого
религия выступает «одним из факторов экономического
развития». В книге представлен взгляд верующего
человека, стоящего на позициях православного
миросозерцания, но исследующего духовные вопросы
экономики западно-христианских стран.
Этот взгляд далек
от непомерных восторгов по поводу результатов
экономического развития стран Запада. Но он
также далек от заведомо неадекватных оценок
этого развития.
Надеюсь, сей скромный труд в чем-то поможет разработке социального
учения Русской Православной Церкви.