SKYFAMILY









main







основное
Главная..................






обучение




общение
pct/menu_0_18.gif
pct/menu_0_19.gif
pct/menu_0_20.gif
pct/menu_0_20.gif








 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ

В. КАНДАЛИНЦЕВ  «БИЗНЕС ВО ХРИСТЕ» 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Христианство и бизнес. Для многих людей сочетание этих слов является непривычным. Что может быть общего между проповедью бескорыстной любви, устремленной в вечность упованием на Бога, и хорошо организованной, расчетливой и экономной деятельностью по преумножению земных благ?

Задавая себе этот вопрос, мы часто отталкиваемся от упрощенных, односторонних представлений о религии и бизнесе. Дела веры требуют не меньшей практичности и ответственности, чем самый сложный бизнес. Да и бизнес отнюдь не сводится к голому накопительству, но соединяет в себе многие таланты и благородные устремления.

Эта книга – о синтезе христианской веры и бизнеса. Она – приглашение к размышлению и духовному самоопределению тех людей, которые хотели бы увидеть свет высшей любви в таких понятиях, как рынок, собственность, капитал, фирма, менеджмент и т.д.

И с другой стороны, хотели бы увидеть в предприниательской деятельности, часто произаичной и весьма приземленной, высокое значение сотворчества Богу, имеющее непреходящее значение для человеческой личности.

Такое видение бизнеса означает выход на совершенно иное, духовное его понимание, которое дает возможность христианину относится к предпринимательству не как к временному, вынужденному и в чем-то низкому занятию, но как к истинному служению Богу, открывающему огромные возможности духовного роста и являющемуся по своей сути христианским путем спасения.

Бизнес во Христе – вот краткое определение того, о чем пойдет речь. Если Вы, читатель, любите бизнес и верите в Бога, эта книга – для Вас. Если в повседневных хозяйственных заботах Вы еще не успели серьезно подумать о значении религии для Вашего дела и Вас лично – эта книга тем более для Вас. Как и для всех интересующихся данной темой.

ГЛАВА 1. ЗАКОН

 Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет небо и земля,
ни одна иота или ни одна черта
не прейдет из закона, пока
не исполнится все.
Мф. 5: 18.

     Христианская эпоха - это время восстановления законности в жизни людей. Законности полной, окончательной для человека, ибо все в Законе обязательно для исполнения.  

     В соответствии с этим, чем бы люди ни занимались,  какую бы область для своей деятельности ни выбирали,  эта деятельность и эта область будут иметь свой высший смысл только как поле практического исполнения Закона. Субъективные же цели и результаты человеческой деятельности, если они отличаются от таящегося в них высшего смысла , всегда будут лишь преходящим, временным материалом для приобретения необходимого опыта познания Закона.

     Почему так?  Потому что Закон и высшая цель человека совпадают. Закон состоит в том, чтобы любить Бога и людей, причем Бога - “всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим”, а людей - “как самого себя” (Мф. 22 : 37 - 40) и так же истинно, как Бог любит людей (вспомним: “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.”  Иоан. 15 : 12). 

     Три заповеди любви есть откровение человеку о законе его жизни, т.е. об обязательном порядке его развития и самого бытия. Это то, что должно быть, и должно быть уже сейчас. Трагедия земного человека состоит в том, что он отделен грехом от Закона своей жизни, в том смысле, что грех и есть это отделение, и тем самым человек отделен от той области бытия, где только и возможна его истинная жизнь.

     Так закон жизни человека неизбежно становится для него целью, тем, что должно быть достигнуто, но еще не достигнуто или не вполне достигнуто. Вместе с тем, эта цель является и высшей целью, ибо при ее достижении человек обретает область своего истинного бытия, истинной жизни.  Нынешнее состояние человека характеризуется именно состоянием “познания добра и зла”. Человек знает закон своей жизни и пытается следовать ему, а с другой стороны - нередко забывает о нем и удаляется от него, т.е. идет по закону смерти.

     Эта внутренняя раздвоенность бытия делает основной для земного человека проблему выбора пути. Или познание зла прекращается, и человек обретает временно утерянное царство жизни, или познание добра прекращается, и тогда человек окончательно попадает в державу смерти.

     В христианстве выбор вечной жизни, вечного спасения совершается человеком сознательно, при ясном понимании как условий самого выбора (покаяние, вера в Господа Иисуса Христа), так и его последствий (земной путь нравственного совершенствования и добрых дел, посмертный суд и прощение). В силу богооткровенного характера христианской религии христианин знает, в чем смысл его земной жизни и что надлежит делать для того, чтобы спастись.

     Многовековой духовный опыт христиан неоспоримо подтвердил истинность учения Христа, спасительную, идущую от Бога силу его Имени.  Вера в Иисуса Христа - это прежде всего следование закону любви, раскрытому во всей его силе земной жизнью самого Спасителя. И в этом законе есть само спасение людей, ибо Бог есть любовь , и закон любви есть поэтому закон Бога как непреложное выражение его Воли и Силы.

     Вспомним евангельский рассказ о вопросах законника к Учителю:

         И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал:

         Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь

         вечную?  Он же сказал ему: в законе что написано?

         как  читаешь?  Он сказал в ответ: возлюби Господа

         Бога  твоего всем сердцем твоим, и всею душею

         твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением

         твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

         Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так посту-

         пай, и будешь жить.

                                                                              Лк., 10 : 25-28.

     Но что означали эти слова Иисуса Христа, “так поступай”? Безусловно, законник знал, что общая заповедь “возлюби Господа Бога твоего...” конкретизируется первыми четырьмя заповедями, полученными через откровение Божие Моисеем, а общая заповедь “возлюби ближнего твоего...” раскрывается шестью последующими заповедями:

     Первая общая заповедь “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим.”

     Конкретизирующие заповеди:    

     1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

     2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

     3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

     4. Помни день субботний, чтобы святить его.  Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему.

     Вторая общая заповедь “Возлюби ближнего твоего как самого себя.”

     Конкретизирующие заповеди:

     5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

     6. Не убивай.

     7. Не прелюбодействуй.

     8. Не кради.

    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

   10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 Исх., 20 : 3 -17.

     Выполнение этих десяти заповедей являлось для человека праведностью,  и в праведности заключалась основа любви к Богу.  Праведность выражала единство двух общих заповедей, подчеркивала невозможность выполнения первой, наибольшей заповеди без выполнения второй, подобной ей.  Тем самым в праведности проявлялся единый, всеобщий закон любви.

     Бог любит людей, и через ответную любовь к Богу человек возводится силой Божией любви в поле своего истинного бытия, жизнь вечную.  Любовь - это то, чем Бог влечет нас к Нему, и то, что в нашем сердце влечет нас к Богу. Закон любви освящает такой порядок жизни человека во вселенной как всеобщий, т.е. обязательный на всех стадиях развития и существования человека. Отказ, неспособность выполнять этот закон ведет к изоляции от поля бытия, к смерти.

     Вышеупомянутый законник хорошо знал из священного писания, сколь тяжелое наказание получает человек, когда отступает от заповедей Божиих и покидает поле бытия. Но знал он и другое: выполнить заповеди полностью и на протяжении всей жизни, т.е. не согрешить,  не удавалось даже пророкам. В отношении же большинства людей положение было просто катастрофическим. Да и могло ли быть иначе, если Бог еще до прихода евреев в землю обетованную открыл Моисею, что “станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним” (Втор., 31 :16.)?

     Согласно божественному пророчеству народ израильский будет так поступать. Что - то было в словах Иисуса Христа законнику такое, смысл чего сам по себе не открывался. Ибо Иисус Христос требовал исполнения закона, который иудеи сплошь и рядом не выполняли и не могли выполнить.

     Тайна раскрывалась в словах Иисуса Христа “не нарушить Я пришел, но исполнить”(Мф., 5 : 17). Из этих слов следовало, что Тот, кто пришел исполнить то, что не под силу было исполнить людям, должен был иметь власть и силу превосходящие человеческие. И не просто превосходящие, но обладающих статусом божественных власти и силы. Ибо недостаток любви человека к Богу может быть восполнен лишь избытком любви Божией к человеку.

     Золотой стих Евангелия от Иоанна раскрывает эту мысль просто и сильно: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”(Иоан., 3 :16).

     На первый план, таким образом, в христианстве вышла вера в Иисуса Христа как Сына Божия, которая приведет по воле Божией человека к спасению от гибели. И это существенно изменило положение человека по отношению к полю его истинного бытия.

     В ветхом завете человеку был дан закон любви, конкретизированный в десяти заповедях слова завета, и путь спасения через праведность, т.е. верность заповедям, их безусловное исполнение. В новом завете Иисуса Христа требование праведности, верности Богу и Его заповедям как основы любви к Нему не устраняется. Но вместе с ним дается возможность нахождения в поле бытия вопреки греху.

     Обратимся к проповеди Иисуса Христа. Путь спасения, т.е. путь перехода в область истинного бытия, предлагаемый Им людям, действителен даже при наличии у человека тяжких грехов.  Спасение Иисуса Христа совершается даже тогда, когда человек продемострировал, казалось бы, полную неспособность достичь поля бытия, имеющего в качестве своих измерений заповеди Божии.

     Человек своей жизнью показал неспособность любить Бога, неспособность ответной любви к Богу, которая является условием истинного бытия. Что же может спасти такого человека?  Иисус Христос отвечал коротко - приблизилось Царство Небесное. Приблизилось, т.е. расстояние, на которое грех удалил людей от поля бытия, преодолено движением самого поля.

     Но это означает, что сам грех куда - то делся, ибо грех и есть расстояние, отделяющее человека от поля бытия. Если это расстояние - грех, то исчезновение расстояния есть исчезновение греха.

     Прощаются тебе твои грехи - говорил Иисус Христос многим и многим страдальцам, пришедшим к Нему за помощью.  Исчезновение греха заключается в его прощении. Это было понятно. Но здесь возникал важнейший вопрос.  Прощает грехи человеку Тот, пред кем они совершены - Бог. Следовательно, на первый план выдвигался вопрос - верить или не верить Иисусу Христу, который прощает людям грехи, если ... если они верят ему.

     Откровение Иисуса Христа, как и ветхозаветное откровение, начинается с открытия людям Имени Бога, которое определяет основное отношение людей к Богу. В имени Пресвятой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа - раскрыто единое, но троичное отношение людей к Богу, которое в христианстве становится основным.

     Бог есть Отец людей, и Его праведность и святость нерушимо должны совершиться в детях Его. Бог есть Сын, в котором истина богосыновства пребыла нерушимой от начала, и Который имеет власть от Отца прощать грехи людей и преображать верующих в Него к жизни вечной в богосыновстве, в Себе Самом. Бог есть Дух Святой, Дух Истины свидетельствующий об Отце и Сыне.

     Как происходит спасение христиан? Святой Дух свидетельствует в сердце человека, что учение Иисуса Христа, слово Его, истинно. Принявший свидетельство Святого Духа и самого Святого Духа принимает и Сына, т.е. верует в Него, полностью доверяется Ему. Принявший Сына через Сына, через преображение в богосыновстве властью Сына отвечает правде Божией и принимает Отца.

     Все три действия в человеке есть действие Единого Бога, свершение правды и святости Его в человеке. Полнота спасения осуществляется в воцарении Пресвятой Троицы в сердце человека.  Поле истинного бытия познается таким образом как троичное, в котором вера является обязательным условием, благодаря которому Сила Божия соблюдает человека ко спасению.

     Первое поле - поле истины.  Вера как принятие Духа истины, Духа Святого здесь вменяется в праведность. Это поле праведности и праведников через веру.

     Второе поле - поле преображения. Здесь Сила Господа Иисуса Христа очищает, освящает и преображает людей в детей Божиих. Это поле святости и святых, принявших оправдание и жребий с освященными в Царстве Небесном.

     Третье поле - свет неприступный, непознаваемая область бытия Божия, достигающая разумных творений через откровение Божие как Высший Дар созерцания Бога.

     Восхождение к Богу по воле Божией силой Его любви составляет суть жизни в поле бытия.  Это то, что христианин называет жизнью вечной, и это то, чем живет его любовь к Богу.

     Соответственно, христианское отношение к земной жизни в целом, и к предпринимательству в частности, предопределяется тем, насколько их содержание выражает духовную ориентацию христиан - спасение через веру в Господа Иисуса Христа и Триипостасного Бога.

     Будет ли бизнес благословенным занятием или нет зависит от того, насколько он интегрирован с полем истинного бытия, т.е. насколько он подчиняется заповедям Божиим. Чем сильнее интеграция бизнеса с бытием, тем с большей определенностью мы можем говорить об управлении Богом экономическими процессами, ибо в поле бытия вся жизнь протекает в соответствии с волей Божией.  И в тем большей степени предпринимательская деятельность становится деятельностью по спасению души.

     Для христианского осмысления бизнеса необходимо найти связь между духовными истинами, составляющими измерения поля бытия, и экономическими принципами, описывающими внешнюю, земную сторону бизнеса. Т.е. необходимо найти экономические понятия, выражающие и конкретизирующие общие заповеди любви в области эномики и бизнеса, подобно тому как десять заповедей  откровения Моисею выразили и конкретизировали общие заповеди в области преимущественно личных отношений.

     Такая задача может быть решена двояко. Во-первых, путем своего рода проецирования десятословия на экономические отношения людей. Во-вторых, посредством выявления в экономических отношениях их духовных прообразов (заповедей). Т.е. можно идти от заповедей к бизнесу, и от экономических принципов к заповедям.

     Ниже приводится вариант применения (проекции) десяти заповедей на ткани экономических отношений и предпринимательской  деятельности людей:

     1.  Необходимо осознать, что Бог есть Творец Вселенной, и что предпринимательская деятельность является сотворчеством Богу в пределах, которые Он положил человеку. И не должно быть другого (нерелигиозного) понимания высшего смысла бизнеса, ибо без Бога не делается ничего, и ничто не оставляет следа и не имеет значения без его благословения.

     2. Не нужно считать, что экономическое развитие и предпринимательство имеют свое первоначало в голом материальном интересе людей, стремлении к богатству как таковому, жажде наслаждения и т. д. Такие взгляды являются идолизацией экономических процессов, отрывом данных процессов от их духовной основы и забвением их высшего предназначения. Предприниматель не должен придерживаться ложных взглядов на свою деятельность и не должен служить экономическим идолам.

     3. Не следует оправдывать неправильные, узкокорыстные и негуманные действия в бизнесе ссылками на принципы справедливости и общего блага.  Ибо справедливость и общее благо в бизнесе от Бога, и напрасные ссылки на справедливость и благо могут вмениться в напрасное произнесение Имени Господа.

     4.  Необходимо уделять время для размышления о том, насколько данный конкретный бизнес соответствует высокому призванию сотворчества Богу.  Перефразируя известную заповедь, можно сказать так: шесть дней занимайся прикладными вопросами бизнеса, а день седьмой посвяти его отношению к вечности.

     5. Не нужно забывать о тех предпринимателях, которые оказали тебе поддержку, когда ты делал первые шаги в бизнесе или когда попал в трудное положение. Следует помнить о них и при случае вернуть им долг, даже если формально ты не обязан это делать. Если твоя фирма является дочерней, не пренебрегай интересами материнской компании. Добивайся уважения старших в твоей фирме - как по возрасту, так и по служебному положению.

     6. Не подавляй конкурентов незаконными методами, не ставь цели достичь их разорения, избегай демпинга и ценовых войн. Не следует предпринимать действия по срыву материально-технического снабжения конкурентов, искусственному блокированию их товаропроводящей сети, или другие аналогичные действия, создающие угрозу существования конкурирующих бизнесов по внеэкономическим причинам.

     7. Не отказывайся от ранее взятых обязательств, даже если отсутствуют юридические основания для ответственности за неисполнение обязательств (кроме предусмотренных договорными отношениями случаев).  Не пытайся вмешаться в деловые отношения третьих сторон с помощью предложений, не имеющих серьезной деловой основы.

     8. Не кради в прямом смысле, т.е. не прибегай к мошенничеству. Своевремено погашай все виды задолженности: по заработной плате, по расчетам с бюджетом, по возврату кредитов, по расчетам с поставщиками и т.д.  Не следует без нужды затягивать переговоры, медлить с ответом на деловые предложения и совершать иные действия, ведущие к потерям времени деловых партнеров. Не разглашай доверительную информацию, предоставленную партнерами.

     9. Не предоставляй никому ложной информации об известных тебе предпринимателях. Соблюдай умеренность в рекламных обращениях, избегай использования в рекламе приемов, косвенно бросающих тень на конкурентов. Не искажай бухгалтерских данных и не фальсифицируй документов.

     10.  Не стремись что-либо приобрести вопреки воли владельца (не будь инвестором-агрессором) и не прибегай к давлению с целью получения каких либо фондов у другого предпринимателя.

     Полученные в результате проекции нормы экономического поведения становятся для христиан экономическими заповедями. Их нарушение должно осознаваться как грех, требующий покаяния и прощения через веру. Здесь интеграция бизнеса с полем бытия осуществляется в поле истины, т.е. так, как и в любом другом земном деле.

     Христианское отношение к бизнесу превращает его в деятельность по спасению души. Бизнес перестает восприниматься только как отношения людей, складывающиеся в сфере производства и обмена материальных благ и услуг, но начинает рассматриваться как отношение человека к Богу и Его Закону, раскрываемое в хозяйственной деятельности.

     И здесь деловые неудачи перестают быть личным делом каждого, полностью исчерпываемым персональной имущественной ответственностью бизнесмена. Они становятся грехом, проявлением неспособности человека эффективно участвовать во всобщем созидании и сотрудничестве.

     Христианский путь в бизнесе значительно расширяет сферу осознаваемой персональной ответственности предпринимателя. Но он одновременно дает возможность реализовать бизнес как деятельность по спасению души независимо от успеха или неуспеха самого бизнеса.

     Ибо неуспех есть грех прощаемый через покаяние, а успех есть благословение на дальнейшую деятельность. И в том, и другом случаях решающее значение имеет вера в Господа Иисуса Христа, а не результат деловых операций, поскольку спасение человека осуществляется через веру, а не через предпринимательскую деятельность, как таковую.

     Применение заповедей к экономическим отношениям является наиболее естественным практическим путем интеграции бизнеса с полем бытия. Здесь есть определенный простор для личного видения того, в чем заключается данное применение. Но нам предстоит далее перейти ко второму аспекту интеграции, который состоит в выявлении в фундаментальных экономических процессах измерений поля бытия.

 

   

 

 

 
   

 

наверх

www.skyfamily.ru
Copyright © 1999-2014 "Skyfamily". All rights reserved.

Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцами

Оптимизировано для просмотра в браузере Internet Explorer 5,0 и выше