SKYFAMILY









main







основное
Главная..................






обучение




общение
pct/menu_0_18.gif
pct/menu_0_19.gif
pct/menu_0_20.gif
pct/menu_0_20.gif








 

 

 ГЛАВА 3.  СОБСТВЕННОСТЬ                                                                       

 Ибо всякому имеющему дастся
и преумножится, а у неимеющего
отнимется и то, что имеет.
Мф., 25 : 29.

     Частная собственность является основополагающим условием товарообмена и рыночной экономики. Без этого института никакая реализация имущественных интересов человека невозможна. И тот факт, что библейская заповедь “не укради” прямо предписывает уважение частной собственности свидетельствует о том, что данный институт  имеет жизненно важное значение для человека.

     В чем состоит это значение?  Ответ предопределяется выяснением того, чем является собственность в поле бытия. Поскольку пространственно - энергетические характеристики поля бытия сформированы заповедями любви, то собственностью в этом поле  являются индивидуально развернутая способность любить Бога и людей , взятая во всем спектре ее волевых, умственных и возвышенно - эмоциональных проявлений.

     Здесь собственностью является сама любовь человека, возвышенная, как и у всех обитателей поля бытия, и неповторимо индивидуальная. В сущности, это дар Бога любящим Его. Вспомним знаменательные слова Иисуса Христа из откровения Иоанна Богослова, обращенные к Ангелу Лаодикийской церкви: “Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться” (Откр., 3 : 18).

     Свободное выражение любви в формах, соответствующих сокровенной сущности данной индивидуальности является реализацией права собственности в духовном смысле. И это право на индивидуальное выражение веры и любви признается как неотъемлемое право разумного существа, вытекающее из самого факта его существования.

     Любовь к Богу и ближним является истинной собственностью человека, ибо только этой собственностью человек может владеть вечно.  На основе этой собственности приобретается и истинное богатство, поскольку последнее обыкновенно понимается как собственность значительной величины.

     Собственность же на земле в полном смысле этого слова собственностью - т.е. тем, что неотъемлемо принадлежит человеку - не является. Ибо как бы ни были обширны правомочия человека в отношении того или иного земного объекта, сама временность человеческой жизни на земле делает временной  и земную собственность для данной человеческой души.

     Поэтому если рассмотрение вопроса о земной собственности выходит за рамки обычных земных реалий, правильно говорить не о собственности и праве собственности, а об управлении и праве управления.  Земной собственник есть на самом деле управитель, или менеджер.

     Но тогда возникает вопрос о соответствии действий менеджера воле Того, Кто наделяет людей ресурсами, подлежащими управлению.  Этот вопрос для земного собственника является важнейшим, ибо результат управления и степень его соответствия заповедям определит, было ли приобретение и накопление земной собственности выражением приобретения и накопления духовной собственности,  которая  существует в поле истинного бытия.

     Собирал ли человек богатства на небе, когда он собирал богатства на земле?  Это зависит от того, какие цели преследовало накопление собственности.  Если накопление материальных благ  было нацелено на усиление влияния заповедей Божиих в отношениях людей, на реализацию любви к ним через предоставление им возможности жить достойно и интересно, такое собирание богатств на земле, несомненно, есть и собирание богатства на небе. 

     Поэтому заповедь Иисуса Христа “Не собирайте себе сокровищ на земле ... Но собирайте себе сокровища на небе” (Мф., 6 : 19-20) отнюдь не представляет собой безальтернативное противопоставление сокровищ земных и сокровищ небесных.  Эта заповедь по сути говорит о другом, о том, что собирание земных богатств не может быть целью жизни человека,  но должно быть средством служащим таковой цели.

     Целью же жизни земной является спасение, обретение жизни вечной, что неразрывно связано с сокровищем небесным, истинной собственностью человека. Развернутая способность любви, таким образом, является душой земной собственности, без которой она мертва.

     Человек, не умеющий любить, не может владеть земной собственностью, поскольку от отказался от собственности небесной и забыл о воле, следовательно законе, Бога. В этом случае земная собственность начинает владеть человеком, ибо в ее росте человек видит смысл своей жизни.

     В этом суть вопроса. Смысл жизни не может заключаться в том, что является внешним человеку и к чему человек может иметь лишь временное отношение. Только неотъемлемо принадлежащее человеку, его подлинное достояние имеет смысл и может быть целью жизни. И таким достоянием является любовь человека к Богу и ближним.

     Быть земным собственником означает быть управителем благ, дарованных данному человеку Богом и, следовательно, быть ответственным перед Богом за законное, т.е. соответствующее закону Божиему, применение этих благ.  Полное соответствие закону достигается в том случае,  когда человеку удается воплотить в земной собственности свою духовную собственность,  раскрыть свою индивидуальную способность любви.

     Только в этом случае можно сказать, что человек истинно владеет,  истинно использует ко своему благу и истинно наслаждается своей земной собственностью. Ибо тогда в его земной собственности незримо пребывает его небесная собственность, которую ни моль, ни ржа не истребляет и которую воры не подкопывают и не крадут (Мф., 6 : 20).

     Духовный взгляд на собственность существенно объемнее, чем взгляд, развиваемый экономической наукой. Защита прав собственности с точки зрения религии является не только, и не столько, защитой чисто имущественных интересов собственника, сколько защитой его права и обязанности реализовать свое духовное, вечное предназначение в конкретных условиях земного, временного существования.

     Поэтому для христианина - предпринимателя важно осмыслить положения экономической теории прав собственности с целью разобраться, в чем суть  того духовного опыта, который надлежит приобретать, реализуя в предпринимательской деятельности отношения собственности.

     Для предпринимателя, нашедшего свое призвание в сотворчестве Богу, права собственности очерчивают круг ресурсов для такого сотворчества и определяют область реализации его призвания. Последняя заключается в организации производства  и обмена товаров и услуг, необходимых для нормальной жизни людей.

     Предприниматель организует производство  товаров и услуг не для себя, но для других, ибо в рыночной экономике, основанной на общественном разделении труда и товарообмене, никто не производит для себя. И чем успешнее предприниматель производит для других, тем большие ресурсы концентрируются в его руках, ибо рынок  всегда расширяет возможности работающих успешно.

     Следовательно, право собственности охраняет не только имущественные и духовные интересы самого предпринимателя. Оно охраняет и интересы тех людей, которые нуждаются в предпринимателе - потребителей его продукции, а также его работников и менеджеров.

     Частная собственность, таким образом, является необходимым условием для интеграции бизнеса с полем бытия. Бизнес может стать инструментом выражения высшей духовной жизни предпринимателя именно тогда, когда существует защита процесса выражения этой жизни в повседневной предпринимательской деятельности. В отсутствие права частной собственности такой защиты просто нет.

     Поэтому отношения собственности не основываются только на редкости земных благ, на том факте, что отсутствует изобилие, делающее ненужной спецификацию прав собственности. Институт частной собственности необходим и для того, чтобы люди, получившие от от Бога талант предпринимателя, могли беспрепятственно реализовать свое предназначение. А это предназначение, напомним, имеет исключительно высокий смысл - сотворчество Богу во имя Его Славы и ради блага других и, на этой основе, ради собственного высшего блага.

     Религиозный взгляд на содержание права собственности не противоречит экономическому взгляду. Религия существенно уточняет и расширяет общее понимание собственности, но не оспаривает частные положения теории прав собственности, ориентированные на применение в обстоятельствах сугубо земного опыта.

     Поэтому конкретное христианское понимание прав собственности может быть раскрыто на основе синтеза положений экономической теории и высших христианских ценностей, образуемых заповедями Божиими.

     Приведем вариант такого синтеза в отношении 11 элементов прав собственности, называемых современной экономической теорией ( элементы перечисляются в том порядке, как они приводятся в источнике: см. “Курс экономической теории.” Под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.  Киров,  1995г., с. 71):

     1. Право владения, т.е. право исключительного физического контроля  над благами. Этот элемент имеет решающее значение с точки зрения защиты права и обязанности предпринимателя на реализацию своего предназначения.  Поэтому в Законе Божием есть специальная заповедь, запрещающая несанкционированный доступ к чужой собственности в его крайней форме - воровстве.  Право владения, таким образом, прямо узаконено Библией.

     2. Право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя. Христианская заповедь “возлюби ближнего, как самого себя” не подрывает этого права собственника, но дает возможность его духовного истолкования и реализации. Если собственник находит какой - либо способ разделить использование блага с ближним, он использует благо для себя в духовном смысле, ибо его высшее я есть индивидуальное проявление любви в разумном существе к Богу и людям.

     3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.  Исключительно важный для христиан элемент, ибо здесь каждый предприниматель в своем малом масштабе осуществляет то, что делает Господь в отношении всей Вселенной.

     Осуществление права управления надежно интегрирует бизнес с полем бытия, если цели такого управления вдохновляются идеей о благом промысле Творца в отношении всех живущих и идеей бизнеса как сотворчества Богу в этом деле.

     4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ. Данный элемент “связки прав” также играет существенную роль в христианском понимании собственности, поскольку это право обеспечивает возможность христианину - предпринимателю реализовать свое служение Богу в соответствии со своими индивидуальными склонностями.

     Хороший пример мы находим в христианской книге о бизнесе: “ В кинофильме “Уолл-стрит” рассматриваются мотивы поведения маклеров, занимающихся посредничеством в крупных финансовых операциях.  ... Гэри Гинтер - маклер, работающий в Чикагской торговой палате. Ежедневно он заключает многотысячные сделки. Гэри пристально изучает конъюнктуру, обладает аналитическим умом и решительностью. Он заработал кучу денег, но, несмотря на это, живет в очень скромном домике. Значительная часть зарабатываемых им денег идет на субсидирование христианской программы, основной задачей которой является помощь миссионерам для работы в других странах, в том числе в организации их собственного бизнеса. В свободное время Гэри помогает жителям своего района в осуществлении его реконструкции. Гэри Гинтер живет, как ему подсказывает его христианская вера”  (Ричард К. Чьюнинг, Джон У. Эби, Ширли Дж. Роэлс. “Бизнес сквозь призму веры”. М.,  Центр общечеловеческих ценностей, 1993, с. 162-163).

     5. Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага. И вновь в христианском восприятии этого элемента “связки прав” может доминировать очень высокий мотив. Бог -  суверен по отношению к своим творениям, в его власти как бытие, так и небытие их. Вместе с тем, христианин , сознавая и признавая полный суверенитет Бога над собой, верит в благость Господа, в его неисчерпаемую милость и заботу о нем.

     Посему и христианин - бизнесмен, выступая сувереном по отношению к объектам земной собственности, должен заботиться об этих объектах и осторожно подходить к вопросу об их уничтожении.

     6. Право на безопасность, т. е.  право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней cреды. Этот элемент является дополнением по отношению к элементу 1, и о нем можно сказать все то, что относится к элементу 1.

     7. Право на передачу благ в наследство. Значение этого права определяется тем, что на его основе в имущественных отношениях реализуются библейские заповеди почитания родителей и заботы о детях, а также иных близких.

     8. Право на бессрочность обладания благом. Как уже отмечалось выше, бессрочность обладания благом достижима лишь в отношении истинного блага - способности любви к Богу и людям. Поэтому и реальность этого права для христианина проявляется только в факте использования блага в интересах людей, к которым, разумеется, принадлежит и сам предприниматель.

     9. Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде.  Существенны два момента этого права.  Во-первых, “внешняя среда” есть творение Божие, и потому запрет на нанесение ей вреда является для христианина проявлением уважения к творчеству самого Бога. Однако вопрос о том, где кончается допустимое изменение внешней среды (добыча полезных ископаемых и т.д.) и начинается недопустимое, требует специального рассмотрения.

     Во - вторых, содержание этого элемента прав собственности ставит вопрос о комплексном подходе к эффекту от применения объектов собственности. Косвенное негативное влияние на людей через нанесение вреда окружающей среде может перевесить полезность использования блага по его прямому назначению.

     10. Право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания благ в уплату долга. Это право дает возможность уплаты долга своим имуществом, и для христианина представляет первостепенный интерес.  Грех подобен долгу, и Господь Иисус Христос своей бесконечной жертвой получил от Бога власть прощать грехи, т.е. освобождать людей от долга.

     Христианин, стремящийся во всем уподобляться Господу, и в своем имуществе увидит инструмент  освобождения людей от некоторых следствий греха, т.е. нужды, отчаяния, болезней и т.д.  Сами грехи предприниматель простить не властен, ибо это есть высшее право самого Господа. Но освобождая людей от последствий грехов, предприниматель становится проводником божественной милости к людям и служителем Господа, и в малом повторяет то, что его Господь совершил в великом по отношению ко всему миру.

     “ Кто Мне служит - говорил Иисус Христос - Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой” ( Иоан., 12 : 26). Не случайно, что во дни земной жизни Иисуса Христа и в последующий период, Его ученики очень часто по слову Учителя раздавали всю свою собственность нищим, освобождая их на время от нужды, и тем приобретали богатство на небесах, богатство благоволения Божия.

     И современный предприниматель также не должен пренебрегать прямыми пожертвованиями нуждающимся. Но при этом и он сам, и окружающие его люди должны сознавать: предприниматель творит благо людям прежде всего за счет эффективной организации своего бизнеса. Его милостыня - это низкие цены на хорошие товары, его забота о ближнем - это предоставление людям хорошей работы с достойной оплатой труда, его отречение от собственности - это ее концентрация в своих руках ради ее фунционирования на благо многих.

     Ибо талант предпринимателя - это особый дар Бога. Дар, который не исключает, а наоборот, предполагает личное богатство, обширную личную собственность, и личную ответственность за управление богатством и собственностью перед Богом.

     Дело вовсе не в том, скольким человек владеет, а в том, как он это делает. Бедняк, имеющий клочок земли и не обрабатывающий его, возможно, имеет больше, чем следует. Богач, ворочающий миллиардами вложенными в перспективный бизнес, не имеет много. Он имеет столько, сколько нужно для дела и возьмет кредит, чтобы восполнить недостаток инвестиционных ресурсов или оборотных средств, если дело объективно этого требует.

     Поэтому и бедным, и богатым нужно почаще задумываться над словами Иисуса Христа, вынесенными в эпиграф этой главы. Имеющий - это тот, кто обеспечивает эффективное применение своей собственности на благо многих, а не имеющий - это тот, кто не умеет или не хочет это делать.

     11. Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий. И это, заключительное в “связке” право, также имеет важное духовное значение для христианского предпринимателя.

     Его суть восходит к цели пришествия Иисуса Христа на землю. “ Ибо  Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Мф., 18 : 11). Соблазн в Эдеме и приведение через этот соблазн людей к грехопадению было похищением людей у их Творца. Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы вернуть потерянное Богу.

     Поэтому предприниматель должен видеть в существовании институтов и процедур, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий, проявление в земных условиях Небесной истины.

     Соответственно, предприниматель усматривает в преступлении против его собственности и преступление против интересов тех людей, которым его собственность служит, и добиваясь восстановления нарушенных правомочий, добивается восстановления блага других людей, временно утраченного ими в связи с нарушением законных правомочий собственника.

     Право на восстановление справедливости освящено явлением воли Отца Небесного в Сыне.  Поэтому добиваясь восстановления нарушенных правомочий, христианский предприниматель прежде всего руководствуется мотивами своего служения.

 

 

 

 
   

 

наверх

www.skyfamily.ru
Copyright © 1999-2014 "Skyfamily". All rights reserved.

Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцами

Оптимизировано для просмотра в браузере Internet Explorer 5,0 и выше