ГЛАВА 2.
РЫНОК
Если
будешь продавать что
ближнему твоему, или будешь
покупать что у ближнего твоего,
не обижайте друг друга.
Лев., 25 :14.
Ключевым понятием современных экономических
отношений является рынок. От него и общеупотребительное
название эффективных хозяйственных систем -
“рыночная экономика”. Обмен товарами при посредничестве
денег на основе свободного волеизъявления продавца
и покупателя - таково короткое, но существенное
определение рынка.
В этом обмене фундаментальной духовной
основой выступает заповедь “возлюби ближнего,
как самого себя”, проявляющаяся в признании
исходного равенства интересов участников обмена,
которые суть ближние друг другу. В Библии, как
это видно из эпиграфа, содержится также конкретизирующая
заповедь, непосредственно относящаяся к сфере
обмена.
Из этого следует, что ни покупатель не
существует лишь для продавца, ни продавец -
лишь для покупателя. Но оба они друг для друга
и в их равном, взаимовыгодном сотрудничестве
заключена возможность динамичного развития хозяйства.
Данный вывод в его конкретных следствиях
далеко не сразу оказался в центре внимания экономической
науки, которая шла от практического опыта, а
не от духовного первоначала, предопределяющего
содержание практического опыта.
Как известно, синтетическим мерилом интересов
участников товарообмена является цена товара.
Чем она выше, тем больше выигрыш продавца, и
меньше - выигрыш покупателя, поскольку последний,
оплачивая более высокую цену данного товара,
теряет некоторую сумму денег, которую он мог
бы направить на приобретение других товаров
и услуг.
И наоборот, при прочих равных условиях
снижение цены ведет к повышению выигрыша покупателя,
и сокращению выигрыша продавца, ибо продавец
теряет часть цены, которую он мог бы направить
на покрытие своих издержек, и через это - на
увеличение своей прибыли.
В этой связи один из важнейших вопросов,
рассматриваемых экономической теорией, заключается
в выяснении того, чем определяется справедливая
цена, т.е. цена, в должной мере учитывающая
интересы и продавца, и покупателя. Для анализа
этой проблемы были использованы понятия полезности
товара ( его способности удовлетворять благодаря
своим свойствам какую - либо потребность человека,
иначе “потребительной стоимости” товара), и
меновой стоимости товара, т.е. пропорции,
в которой один товар обменивается на другой.
Цена товара есть денежное выражение его
меновой стоимости. Соответственно, исследование
движения цены есть иследование факторов, управляющих
его меновой стоимостью, и эти факторы есть исходные
точки, раскрывающие интересы участников обмена.
На протяжении длительного времени ряд
экономистов, известных как “сторонники трудовой
теории стоимости”, считали, что товары в определенных
количествах приравниваются друг к другу, потому
что они имеют общую основу - труд. Эта точка
зрения в одностороннем порядке учитывала
лишь интересы производителя (продавца), для
которого цена товара отражает понесенные им
издержки, выражаемые в затратах труда, и величину
ожидаемой прибыли, которую можно сопоставлять
с издержками и выражать в тех же единицах, т.е.
трудовых затратах.
Утверждение интересов одной стороны при
забвении интересов другой представляет собой
отход от духовной основы товарообмена, заложенной
библейскими заповедями, и несет в себе угрозу
конструирования экономических механизмов, выпадающих
из поля бытия.
Это отчетливо проявилось в теоретических
построениях и экономической практике марксизма,
который объявил единственным источником стоимости
труд и на этой основе выдвинул ложную концепцию
эксплуатации наемных работников, т.е. присвоения
предпринимателями неоплаченного труда рабочих.
Но в экономической теории значительное
место занимают концепции стоимости, содержащие
тенденцию к другой крайности. Это теории полезности
товара как единственного фактора, определяющего
субстанцию, величину и движение его меновой
стоимости.
Здесь
односторонне фиксируются интересы потребителя
(покупателя), для которого существование товара
в качестве продукта труда не является главным,
ибо потребитель не имеет непосредственного отношения
к производству данного товара. В глазах покупателя
цена определяется всецело полезностью товара,
степенью его необходимости для жизни и жизненных
целей.
Такая теоретическая односторонность в
принципе, тоже может привести к экономическому
мышлению и поведению, порывающему с полем бытия.
Ибо теряется исходная нравственная основа, неотделимая
от заповеди Божией: только созданные
трудом (а не украденные или иным незаконным
путем присвоенные) блага могут вступать в товарообмен
и иметь стоимость, возмещаемую
продавцу в виде денежной суммы, уплачиваемой
покупателем. И это тот существенный пункт, в
котором религия говорит внятное “нет” утверждению,
что “деньги не пахнут”.
Начиная с работ А.Маршалла, в экономической
теории наметился отход от односторонних интерпретаций
стоимости и начала реализовываться библейская
норма отношений товарообмена: “Мы могли бы с
равным основанием спорить о том, регулируется
ли стоимость полезностью или издержками производства,
как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее
или нижнее лезвие ножниц” (А.Маршалл. Принципы
экономической науки. М., 1993. т. УII с.31-32).
Предприниматель в своей повседневной
практике постоянно сталкивается с этим явлением.
Существуют цены предложения (денежные
выражения стоимости), которые выражают интересы
продавцов-производителей и ориентированы на
издержки производства как базу своего исчисления.
Но также существуют цены спроса, учитывающие
интересы покупателя и ориентированные на полезный
эффект товара. Цены реальных сделок находятся
в интервале между двумя видами цены: они выше
цен спроса, но ниже цен предложения.
Любой жизнеспособный экономический процесс
имеет место тогда, когда он соответствует духовной
истине, определяющей его течение, заповеди.
И хотя функционирование рынка ни у кого не вызывает
сентиментальных настроений, рынок на своем земном
языке проповедует вечные евангельские истины.
“Итак во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с
ними; ибо в этом закон и пророки”- сказал
Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф.,
7 : 12). И рынок требует того же в своей
специфической области: “Прежде чем получить
от других людей то, что необходимо тебе, сумей
дать людям то, что необходимо им.”
Прислушиваясь к голосу рынка, люди лучше
начинают понимать слова Иисуса Христа “дана
Мне всякая власть на небе и на земле”(Мф.,
28 : 18). Власть рынка - это власть духовной
истины, отраженной рынком. И рынок теряет свою
власть, как только он перестает соответствовать
Закону Божиему.
Обратимся к заповеди, вынесенной в эпиграф.
Она не оставляет сомнений, что отношения товарообмена
должны покоиться не только на фундаментальном
равенстве интересов, но и на свободе воли продавца
и покупателя.
Ибо Господь предлагает участникам сделки
самим добиться эквивалентности в их отношениях.
Многовековая история рыночного хозяйства наглядно
показала, что попытки внешним, административным
путем вмешаться в ценообразование, которое есть
процесс свободного учета своих интересов обеими
сторонами товарообмена, ведут к подрыву интересов
и производителя, и потребителя.
Механизм спроса и предложения, в котором
реализуется воля участников товарообмена и который
через воздействие на цены приводит к динамическому
балансу их интересов, есть, таким образом, неотделимый
элемент рынка и его связи с полем бытия.
Ценовые сигналы, т.е. информация о движении
цен на те или иные товары, служат основным ориентиром
для учета интересов участников рынка. Свободное
движение цен поэтому есть условие достижения
баланса интересов.
Административное блокирование цен и тем
более произвольное их назначение ”ослепляет”
участников рынка, оставляет их в неведении относительно
их реальных хозяйственных интересов. Поэтому
принудительное ценообразование дезинтегрирует
рынок с полем бытия.
В этом одна из коренных причин краха
тоталитарных экономических систем и их разрушительного
влияния не только на благосостояние, но и на
духовность людей. Подлинный рынок, прямо отражающий
вторую общую заповедь любви и косвенно - первую
и третью, подготавливает людей через их экономический
опыт к непосредственному восприятию всех
трех заповедей любви, которые есть всеобщий,
космический закон жизни на всех стадиях существования
человека.
Тоталитарные экономические системы стремились
устранить в рынке то высшее, что в нем есть.
А именно свободное достижение баланса интересов
в хозяйственном сотрудничестве людей, которое
является мощным воспитательным средством в смысле
осознания ответственности за свои действия и
понимания, что без такой ответственности нет
возможности ни для творчества, ни для жизни.
А ведь это и есть важнейшая сторона любви,
которая суть закон выживания, основанный на
ответственности ради свободы, и на свободе без
которой нет ответственности.
Бесконечная искупительная жертва Иисуса
Христа принесла всем верующим в Него освобождение
от власти греха. Но она же показала людям неустранимость
ответственности за грехопадение, которую не
отменил, а принял на себя Сын Божий и
в том утвердил силу и правду любви Божией к
человеку.
Опыт всей земной жизни человека, в том
числе и опыт предпринимательской деятельности,
неизбежно приводит человека к осознанию его
отношения к вечности. И, стало быть, к осознанию
своего личного отношения к закону вечной
жизни.
Вне видения духовной стороны вопроса
рынок предстает как нейтральный инструмент организации
хозяйственных связей людей. Внешне дело выглядит
так, что рынок вообще безучастен к нравственным
ценностям и одинаково эффективно реагирует на
наличие платежеспособного спроса в отношении
как безусловно необходимых материальных благ,
так и “благ” сомнительных с нравственной точки
зрения.
Духовное видение, обретаемое через веру,
показывает иную картину. Заповеди Божии, будучи
измерениями поля бытия, раскрывают его пространственно
- энергетические характеристики.
Проекция заповедей на экономические отношения
раскрывает границы пространства поля бытия в
области экономики, показывает те пределы, за
которыми нет истинной жизни. Поэтому заповеди
в большинстве случаев носят характер запрещения
или ограничения.
Выявление духовной основы в рыночном
механизме, к которой восходит высокая эффективность
его фунционирования, раскрывает энергетическую
составляющую поля бытия. Одни и те же заповеди
в одном аспекте показывают пространство, в котором
надлежит действовать, в другом аспекте - энергию,
которую надлежит воспринимать.
Лишь в том случае, когда энергия рынка
реализуется в пространстве поля бытия можно
говорить о полноценном функционировании рыночного
механизма, который становится частью процесса
эволюции человечества. Соответственно, при
этом условии бизнес оказывается прочно интегрирован
с полем бытия.
Если цели и область конкретного бизнеса
противоречат заповедям, а сам бизнес организован
с функциональной точки эффективно, то это означает,
что энергия рынка используется вне пространства
поля бытия, и поэтому с духовной точки зрения
такой бизнес представляет собой растрату энергии
рынка, и является убыточным. Поэтому чем выше
функциональная эффективность такого бизнеса,
тем более плачевны его духовные результаты,
сводящиеся к углублению в поле небытия.
Но возможна и часто наблюдаемая обратная
ситуация: цели и область бизнеса вполне отвечают
заповедям, и сам бизнес таким образом ориентирован
на интеграцию с полем бытия. Однако с функциональной
точки зрения этот бизнес может быть организован
совершенно неудовлетворительно, и быть убыточным
в обычном финансово - экономическм смысле.
Это будет свидетельствовать о проблемах
организаторов бизнеса с восприятием энергии
рынка, т.е. о проблемах, решаемых с помощью
совершенствования маркетинга, логистики, менеджмента
и других прикладных инструментов бизнеса. Неэффективный
в финансово - экономическом смысле бизнес потерял
в значительной мере управляющее воздействие
духовных энергий рынка, которые проявляются
в виде четких, хорошо скоординированных и успешных
действий менеджмента.
Недостаток управляющего воздействия может
компенсироваться двояко. Во - первых, за счет
обычных действий, рекомендуемых наукой и практикой
менеджмента, повышается степень соответствия
бизнеса условиям рынка, а через это - и степень
соответствия духовной первооснове рынка. Чем
выше степень такого соответствия, тем сильнее
приток управляющего энергетического воздействия
свыше.
Во - вторых, и это очень важно подчеркнуть,
приток управляющего духовного воздействия может
быть дарован по молитве предпринимателя, ибо
управляющее духовное воздействие есть благодать,
действующая в сфере бизнеса столь же эффективно,
сколь и в других областях жизни. Поэтому для
предпринимателя - христианина бизнес есть всегда
синтез веры и бизнеса, в котором молитва
и спасение души становятся неразрывно связаны
с профессиональными действиями в области организации
и управления.
Именно поэтому обращение предпринимателя
к Богу с молитвой о даровании успеха в бизнеса
является не только возможным, но и необходимым
для христианского пути в предпринимательстве.
Ибо молитва и есть вернейшее средство превратить
дела бизнеса в дела веры, и дело веры в дело
бизнеса. При духовном, христианском отношении
к бизнесу деловой успех предпринимателя неизбежно
становится благом для многих людей, как материальным,
так и духовным; следовательно, молитва о даровании
делового успеха не может быть предосудительной.
Синтез веры и бизнеса есть духовность
христианина - предпринимателя, интеграция бизнеса
с полем бытия есть практическое движение к жизни
вечной в рамках земных реальностей. Исходя
из развитого выше понимания законов развития
бизнеса можно сделать вывод о том, что безрелигиозность
участников экономических процессов является
сильнейшим препятствием для раскрытия подлинной
эффективности рынка.
Дезинтеграция бизнеса с полем бытия в
области важнейшего его измерения (первой заповеди
о любви к Богу) приводит к проявлению рассматриваемых
экономической теорией несовершенств
рынка:
1. Рассогласованию спроса и предложения
в масштабах, приводящих к спадам, депрессиям
и кризисам, обусловливающим, в свою очередь,
сокращение занятости и другие негативные последствия;
2. Значительной дифференциации личных
доходов, имущественному и социальному неравенству,
выходящему за пределы приемлемого для многих
членов общества;
3. Недостаточность рыночных стимулов
для адекватного развития общественно значимых
областей деятельности: фундаментальной науки,
культуры, социальной и даже производственной
инфраструктуры;
4. Реализация “антистимулов” - производство
вредных для физического и нравственного здоровья
человека товаров и услуг;
5. Сильная экологическая нагрузка вследствие
значительной дороговизны очистительных систем
и т.д.
В странах, наиболее последовательно развивавших
рыночную экономику, пик проявления несовершенств
рынка пришелся, по-видимому, на годы “великой
депрессии”(1929 - 1933 г.г.). Эта критическая
фаза дала мощный импульс экономической теории,
проповедовавшей ранее неограниченную свободу
рыночных отношений, к переосмыслению тех условий,
в которых данные отношения развиваются оптимально.
В 1936 г. вышла книга Дж.М.Кейнса “Общая
теория занятости, процента и денег”, в которой
была обоснована необходимость вмешательства
государства в экономические проблемы общества.
Реализация этой рекомендации в послевоенные
десятилетия в ряде стран дала положительные
результаты. И хотя современный набор средств
экономической политики государства отличается
от арсенала, предложенного английским экономистом,
все же современный тип развития национальных
экономик базируется на той или иной пропорции
движущей силы рынка и регулирующей силы государства.
На этом пути, как свидельствует мировой
опыт, удается смягчить несовершенства рынка,
в том числе ограничить силу кризисных процессов
в экономике, сделать управляемой проблему неполной
занятости и генерируемой ею социальной напряженности,
противодействовать загрязнению окружающей cреды,
маргинализации низкодоходных слоев населения
и т.д.
Что стоит за этой новой по историческим
меркам тенденцией? Христианская мысль задолго
до эпохи активного государственного вмешательства
в экономику рассматривала вопрос о духовной
сути государства и его функций. Так, одна из
основных идей кальвинизма заключалась в том,
что государство является орудием всеобщей Божией
благодати и призвано ограничивать греховные
проявления человека.
Приведем цитату из авторитетного источника
по кальвинизму: “Итак, Бог разными средствами
обуздывает дурные страсти, допускает многие,
внешне добрые дела, совершаемые людьми, не преобразившимися
духовно, понуждая их делать то, к чему их грешная
природа не склонна. Все это кальвинист именует
всеобщей благодатью. Она “всеобща”, потому
что не предназначена для одной группы в виде
милости, но дарована всем людям, хотя и не всем
в равной мере. ... со времени грехопадения
государство отправляет правосудие между членами
человеческого общества во имя каждого из них
и во имя единого целого. Выполняя свое назначение,
оно следует Слову Божию и покоряется власти
Триединого Бога, ибо государство осеняется не
особой, но общей Божией благодатью.” ( Х. Генри
Митер. “Основные идеи кальвинизма.” “Христианский
Мост”, 1995, c. 57, 100).
Безрелигиозный путь в бизнесе не приводит
к “автоматической” и полной изоляции бизнеса
от поля бытия. Через практическое выполнение
второй заповеди, которая составляет духовную
суть рынка, и через нейтрализацию последствий
неполной интеграции бизнеса с полем бытия за
счет благотворного воздействия всеобщей благодати,
бизнес и экономика сохраняют возможность функционирования
и развития даже в том случае, когда участники
экономических процессов, казалось бы, далеки
от религии.
И именно в этом факте открывается трансцендентное
значение бизнеса: он является источником многообразного
и ценного человеческого опыта, который неизбежно
подводит предпринимателя к необходимости сделать
свой духовный выбор, т.е. определить, какой
закон руководит его действиями, какие
отношения между людьми он считает истинными
и правильными, в чем он видит смысл
своей жизни.
Осуществление данного выбора редко бывает
одномоментным. Гораздо чаще в течение многих
лет происходят подвижки в сознании предпринимателя,
которые на языке экономической науки можно назвать
изменениями в мотивации его предпринимательской
деятельности.
И можно выделить типы этой мотивации,
по которым возможно заключить, к какому духовному
выбору склоняется данный человек, посвятивший
себя работе в области бизнеса. Доминирующее
влияние денежного фактора, деньги как самоцель
и источник удовлетворения страсти власти и страсти
наслаждений говорят о значительном ослаблении
воздействия истинного закона на личность.
Напротив, понимание бизнеса как творческой
деятельности, в которой можно раскрыть лучшие
качества человеческой души и проявить способности,
дарованные от Бога, на благо многих людей, будет
свидетельствовать об открытости сердца человека
Слову Божиему, о его неуклонном движении к истинной
вере и спасению в блаженной вечности.