SKYFAMILY









main







основное
Главная..................






обучение




общение
pct/menu_0_18.gif
pct/menu_0_19.gif
pct/menu_0_20.gif
pct/menu_0_20.gif








 

 

ГЛАВА 2. РЫНОК

Если будешь продавать что
ближнему твоему, или будешь
покупать что у ближнего твоего,
не обижайте друг друга.
Лев., 25 :14.
                                                                    

     Ключевым понятием современных экономических отношений является рынок.  От него и общеупотребительное название эффективных хозяйственных систем - “рыночная экономика”. Обмен товарами при посредничестве денег на основе свободного волеизъявления продавца и покупателя - таково короткое, но существенное определение рынка.

     В этом обмене фундаментальной духовной основой выступает заповедь “возлюби ближнего, как самого себя”, проявляющаяся в признании исходного равенства интересов участников обмена, которые суть ближние друг другу. В Библии, как это видно из эпиграфа, содержится также конкретизирующая заповедь, непосредственно относящаяся к сфере обмена.

     Из этого следует, что ни покупатель не существует лишь для продавца, ни продавец - лишь для покупателя. Но оба они друг для друга и в их равном, взаимовыгодном сотрудничестве заключена возможность динамичного развития хозяйства.

     Данный вывод в его конкретных следствиях далеко не сразу оказался в центре внимания экономической науки, которая шла от практического опыта, а не от духовного первоначала, предопределяющего содержание  практического опыта.

     Как известно, синтетическим мерилом интересов участников товарообмена является цена товара.  Чем она выше, тем больше выигрыш продавца, и меньше - выигрыш покупателя, поскольку последний, оплачивая более высокую цену данного товара, теряет некоторую сумму денег, которую он мог бы направить на приобретение других товаров и услуг.

     И наоборот, при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению выигрыша покупателя, и сокращению выигрыша продавца, ибо продавец теряет часть цены, которую он мог бы направить на покрытие своих издержек, и через это - на увеличение своей прибыли.

     В этой связи один из важнейших вопросов, рассматриваемых экономической теорией, заключается в выяснении того, чем определяется справедливая цена, т.е. цена, в должной мере учитывающая интересы и продавца, и покупателя. Для анализа этой проблемы были использованы понятия полезности товара ( его способности удовлетворять благодаря своим свойствам какую - либо потребность человека, иначе “потребительной стоимости” товара), и меновой стоимости товара, т.е. пропорции, в которой один товар обменивается на другой.

     Цена товара есть денежное выражение его меновой стоимости. Соответственно, исследование движения цены есть иследование факторов,  управляющих его меновой стоимостью, и эти факторы есть исходные точки, раскрывающие интересы участников обмена.

     На протяжении длительного времени ряд экономистов, известных как “сторонники трудовой теории стоимости”, считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, потому что они имеют общую основу - труд.  Эта точка зрения в одностороннем порядке учитывала лишь интересы производителя (продавца), для которого цена товара отражает понесенные им издержки, выражаемые в затратах труда, и величину ожидаемой прибыли, которую можно сопоставлять с издержками и выражать в тех же единицах, т.е. трудовых затратах.

     Утверждение интересов одной стороны при забвении интересов другой представляет собой отход от духовной основы товарообмена, заложенной библейскими заповедями, и несет в себе угрозу конструирования экономических механизмов, выпадающих из поля бытия.

     Это отчетливо проявилось в теоретических построениях и экономической практике марксизма, который объявил единственным источником стоимости труд и на этой основе выдвинул ложную концепцию эксплуатации наемных работников, т.е. присвоения предпринимателями неоплаченного труда рабочих.

     Но в экономической теории значительное место занимают концепции стоимости, содержащие тенденцию к другой крайности. Это теории полезности товара как единственного фактора, определяющего субстанцию, величину и движение его меновой стоимости.

 Здесь односторонне фиксируются интересы потребителя (покупателя),  для которого существование товара в качестве продукта труда не является главным, ибо потребитель не имеет непосредственного отношения к производству данного товара. В глазах покупателя цена определяется всецело полезностью товара, степенью его необходимости для жизни и жизненных целей.

     Такая теоретическая односторонность в принципе, тоже может привести к экономическому мышлению и поведению, порывающему с полем бытия. Ибо теряется исходная нравственная основа, неотделимая от заповеди Божией: только созданные трудом  (а не украденные или иным незаконным путем присвоенные) блага могут вступать в товарообмен и иметь стоимость, возмещаемую продавцу в виде денежной суммы, уплачиваемой покупателем. И это тот существенный пункт, в котором религия говорит внятное “нет” утверждению, что “деньги не пахнут”.

     Начиная с работ А.Маршалла, в экономической теории наметился отход от односторонних интерпретаций стоимости и начала реализовываться библейская норма отношений товарообмена: “Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц” (А.Маршалл. Принципы экономической науки. М., 1993.  т. УII с.31-32).

     Предприниматель в своей повседневной практике постоянно сталкивается с этим явлением. Существуют цены предложения (денежные выражения стоимости), которые выражают интересы продавцов-производителей и ориентированы на издержки производства как базу своего исчисления. Но также существуют цены спроса, учитывающие интересы покупателя и ориентированные на полезный эффект товара. Цены реальных сделок находятся в интервале между двумя видами цены: они выше цен спроса, но ниже цен предложения.

     Любой жизнеспособный экономический процесс имеет место тогда, когда он соответствует духовной истине, определяющей его течение, заповеди. И хотя функционирование рынка ни у кого не вызывает сентиментальных настроений, рынок на своем земном языке проповедует вечные евангельские истины.

     “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними;  ибо в этом закон и пророки”- сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф., 7 : 12). И рынок требует того же в своей специфической области: “Прежде чем получить от других людей то, что необходимо тебе, сумей дать людям то,  что необходимо им.”

     Прислушиваясь к голосу рынка, люди лучше начинают понимать слова Иисуса Христа “дана Мне всякая власть на небе и на земле”(Мф., 28 : 18).  Власть рынка - это власть духовной истины, отраженной рынком. И рынок теряет свою власть, как только он перестает соответствовать Закону Божиему.

     Обратимся к заповеди, вынесенной в эпиграф. Она не оставляет сомнений, что отношения товарообмена должны покоиться не только на фундаментальном равенстве интересов, но и на свободе воли продавца и покупателя.

     Ибо Господь предлагает участникам сделки самим добиться эквивалентности в их отношениях. Многовековая история рыночного хозяйства наглядно показала, что попытки внешним, административным путем вмешаться в ценообразование, которое есть процесс свободного учета своих интересов обеими сторонами товарообмена,  ведут к подрыву интересов и производителя, и потребителя.

     Механизм спроса и предложения, в котором реализуется воля участников товарообмена и который через воздействие на цены приводит к динамическому балансу их интересов, есть, таким образом, неотделимый элемент рынка и его связи с полем бытия.

     Ценовые сигналы, т.е. информация о движении цен на те или иные товары, служат основным ориентиром для учета интересов участников рынка. Свободное движение цен поэтому есть условие достижения баланса интересов.

     Административное блокирование цен и тем более произвольное их назначение ”ослепляет” участников рынка, оставляет их в неведении относительно их реальных хозяйственных интересов. Поэтому принудительное ценообразование дезинтегрирует рынок с полем бытия.

     В этом одна из коренных причин краха  тоталитарных экономических систем и их разрушительного влияния не только на благосостояние, но и на духовность людей. Подлинный рынок, прямо отражающий вторую общую заповедь любви и косвенно - первую и третью, подготавливает людей через их экономический опыт к непосредственному восприятию всех трех заповедей любви, которые есть всеобщий, космический закон жизни на всех стадиях существования человека.

     Тоталитарные экономические системы стремились устранить в рынке то высшее, что в нем есть. А именно свободное достижение баланса интересов в хозяйственном сотрудничестве людей, которое является мощным воспитательным средством в смысле осознания ответственности за свои действия и понимания, что без такой ответственности нет возможности ни для творчества, ни для жизни.

     А ведь это и есть важнейшая сторона любви, которая суть закон выживания, основанный на ответственности ради свободы, и на свободе без которой нет ответственности.

     Бесконечная искупительная жертва Иисуса Христа принесла всем верующим в Него освобождение от власти греха. Но она же показала людям неустранимость ответственности за грехопадение, которую не отменил, а принял на себя Сын Божий и в том утвердил силу и правду любви Божией к человеку.

     Опыт всей земной жизни человека, в том числе и опыт предпринимательской деятельности, неизбежно приводит человека к осознанию его отношения к вечности.  И, стало быть, к осознанию своего личного отношения к закону вечной жизни.

     Вне видения духовной стороны вопроса рынок предстает как нейтральный инструмент организации хозяйственных связей людей. Внешне дело выглядит так, что рынок вообще безучастен к нравственным ценностям и одинаково эффективно реагирует на наличие платежеспособного спроса в отношении как безусловно необходимых материальных благ, так и “благ” сомнительных с нравственной точки зрения.

     Духовное видение, обретаемое через веру, показывает иную картину. Заповеди Божии, будучи измерениями поля бытия, раскрывают его пространственно - энергетические характеристики.  Проекция заповедей на экономические отношения раскрывает границы пространства поля бытия в области экономики, показывает те пределы, за которыми нет истинной жизни. Поэтому заповеди в большинстве случаев носят характер запрещения или ограничения.

     Выявление духовной основы в рыночном механизме, к которой восходит высокая эффективность его фунционирования, раскрывает энергетическую составляющую поля бытия.  Одни и те же заповеди в одном аспекте показывают пространство, в котором надлежит действовать, в другом аспекте - энергию, которую надлежит воспринимать.

     Лишь в том случае, когда энергия рынка реализуется в пространстве поля бытия можно говорить о полноценном функционировании рыночного механизма, который становится частью процесса эволюции человечества.  Соответственно, при этом условии бизнес оказывается прочно интегрирован с полем бытия.

     Если цели и область конкретного бизнеса противоречат заповедям, а сам бизнес организован с функциональной точки эффективно, то это означает, что энергия рынка используется вне пространства поля бытия, и поэтому с духовной точки зрения такой бизнес представляет собой растрату энергии рынка, и является убыточным. Поэтому чем выше функциональная эффективность такого бизнеса, тем более плачевны его духовные результаты, сводящиеся к углублению в поле небытия.

     Но возможна и часто наблюдаемая обратная ситуация: цели и область бизнеса вполне отвечают заповедям, и сам бизнес таким образом ориентирован на интеграцию с полем бытия.  Однако с функциональной точки зрения этот бизнес может быть организован совершенно неудовлетворительно, и быть убыточным в обычном финансово - экономическм смысле.

     Это будет свидетельствовать о проблемах организаторов бизнеса с восприятием энергии рынка,  т.е. о проблемах, решаемых с помощью совершенствования маркетинга, логистики, менеджмента и других прикладных инструментов бизнеса. Неэффективный в финансово - экономическом смысле бизнес потерял в значительной мере управляющее воздействие духовных энергий рынка, которые проявляются в виде четких, хорошо скоординированных и успешных действий менеджмента.

     Недостаток управляющего воздействия может компенсироваться двояко. Во - первых, за счет обычных действий, рекомендуемых наукой и практикой менеджмента, повышается степень соответствия бизнеса условиям рынка, а через это - и степень соответствия духовной первооснове рынка. Чем выше степень такого соответствия, тем сильнее приток управляющего энергетического воздействия свыше.

     Во - вторых, и это очень важно подчеркнуть, приток управляющего духовного воздействия может быть дарован по молитве предпринимателя,  ибо управляющее духовное воздействие есть благодать, действующая в сфере бизнеса столь же эффективно, сколь и в других областях жизни.  Поэтому для предпринимателя - христианина бизнес есть всегда синтез веры и бизнеса, в котором молитва и спасение души становятся неразрывно связаны с профессиональными действиями в области организации и управления.

     Именно поэтому обращение предпринимателя к Богу с молитвой о даровании успеха в бизнеса является не только возможным, но и необходимым для христианского пути в предпринимательстве.  Ибо молитва и есть вернейшее средство превратить дела бизнеса в дела веры, и дело веры в дело бизнеса.  При духовном, христианском отношении к бизнесу деловой успех предпринимателя неизбежно становится благом для многих людей, как материальным, так и духовным; следовательно, молитва о даровании делового успеха не может быть предосудительной.

     Синтез веры и бизнеса есть духовность христианина - предпринимателя, интеграция бизнеса с полем бытия есть практическое движение к жизни вечной в рамках земных реальностей.  Исходя из развитого выше понимания законов развития бизнеса можно сделать вывод о том, что безрелигиозность участников экономических процессов является сильнейшим препятствием для раскрытия подлинной эффективности рынка.

     Дезинтеграция бизнеса с полем бытия в области важнейшего его измерения (первой заповеди о любви к Богу) приводит к проявлению рассматриваемых экономической теорией несовершенств  рынка:

     1. Рассогласованию спроса и предложения в масштабах, приводящих к спадам, депрессиям и кризисам,  обусловливающим, в свою очередь, сокращение занятости и другие негативные последствия;

     2.  Значительной дифференциации личных доходов, имущественному и социальному неравенству, выходящему за пределы приемлемого для многих членов общества;

     3. Недостаточность рыночных стимулов для адекватного развития общественно значимых областей деятельности: фундаментальной науки, культуры, социальной и даже производственной инфраструктуры;

     4. Реализация “антистимулов” - производство вредных для физического и нравственного здоровья человека товаров и услуг;

     5. Сильная экологическая нагрузка вследствие значительной дороговизны очистительных систем и т.д.

     В странах, наиболее последовательно развивавших рыночную экономику, пик проявления несовершенств рынка пришелся, по-видимому, на годы “великой депрессии”(1929 - 1933 г.г.). Эта критическая фаза дала мощный импульс  экономической теории, проповедовавшей ранее неограниченную свободу рыночных отношений, к переосмыслению тех условий, в которых данные отношения развиваются оптимально.

     В 1936 г. вышла книга Дж.М.Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, в которой была обоснована необходимость вмешательства государства в экономические проблемы общества.  Реализация этой рекомендации в послевоенные десятилетия в ряде стран дала положительные результаты. И хотя современный набор средств экономической политики государства  отличается от арсенала, предложенного английским экономистом, все же современный тип развития национальных экономик базируется на той или иной пропорции движущей силы рынка и регулирующей силы государства.

     На этом пути, как свидельствует мировой опыт, удается смягчить несовершенства рынка, в том числе ограничить силу кризисных процессов в экономике, сделать управляемой проблему неполной занятости и генерируемой ею социальной напряженности, противодействовать загрязнению окружающей cреды, маргинализации низкодоходных слоев населения и т.д.

     Что стоит за этой новой по историческим меркам тенденцией?  Христианская мысль задолго до эпохи активного государственного вмешательства в экономику рассматривала вопрос о духовной сути государства и его функций. Так, одна из основных идей кальвинизма заключалась в том, что государство является орудием всеобщей Божией благодати и призвано ограничивать греховные проявления человека.

     Приведем цитату из авторитетного источника по кальвинизму: “Итак, Бог разными средствами обуздывает дурные страсти, допускает многие, внешне добрые дела, совершаемые людьми, не преобразившимися духовно, понуждая их делать то, к чему их грешная природа не склонна.  Все это кальвинист именует всеобщей благодатью.  Она “всеобща”, потому что не предназначена для одной группы в виде милости, но дарована всем людям, хотя и не всем в равной мере.  ... со времени грехопадения государство отправляет правосудие между членами человеческого общества во имя каждого из них и во имя единого целого. Выполняя свое назначение, оно следует Слову Божию и покоряется власти Триединого Бога, ибо государство осеняется не особой, но общей Божией благодатью.” ( Х. Генри Митер. “Основные идеи кальвинизма.” “Христианский Мост”, 1995,  c. 57, 100).

     Безрелигиозный путь в бизнесе не приводит к  “автоматической” и полной изоляции бизнеса от поля бытия. Через практическое выполнение второй заповеди, которая составляет духовную суть рынка, и через нейтрализацию последствий неполной интеграции бизнеса с полем бытия за счет благотворного воздействия всеобщей благодати, бизнес и экономика сохраняют возможность функционирования и развития даже в том случае, когда участники экономических процессов, казалось бы, далеки от религии.

     И именно в этом факте открывается трансцендентное значение бизнеса: он является источником многообразного и ценного человеческого опыта,  который неизбежно подводит предпринимателя к необходимости сделать свой духовный выбор, т.е. определить, какой закон руководит его действиями, какие отношения между людьми он считает истинными и правильными, в чем  он видит смысл своей жизни.

     Осуществление данного выбора редко бывает одномоментным.  Гораздо чаще в течение многих лет происходят подвижки в сознании предпринимателя, которые на языке экономической науки можно назвать изменениями в мотивации его предпринимательской деятельности.

     И можно выделить  типы этой мотивации, по которым возможно заключить, к какому духовному выбору склоняется данный человек, посвятивший себя работе в области бизнеса. Доминирующее влияние денежного фактора, деньги как самоцель и источник удовлетворения страсти власти и страсти наслаждений говорят о значительном ослаблении воздействия истинного закона на личность.

     Напротив, понимание бизнеса как творческой деятельности, в которой можно раскрыть лучшие качества человеческой души и проявить способности, дарованные от Бога, на благо многих людей, будет свидетельствовать об открытости сердца человека  Слову Божиему, о его неуклонном движении к истинной вере и спасению в блаженной вечности.

 

 

 

 
   

 

наверх

www.skyfamily.ru
Copyright © 1999-2014 "Skyfamily". All rights reserved.

Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцами

Оптимизировано для просмотра в браузере Internet Explorer 5,0 и выше