Статьи каталога идей - Сетевой маркетинг |
Категория: Сетевой маркетинг
Автор: Салек Пинигин E-mail: WWW: |
Что нужно знать о сетевом маркетинге (MLM)?
"Меня критикуют, следовательно я существую"
Э.Золя
Понимал жизнь французский классик. Критика
- это оружие зависти, а завидовать пустому месту - нельзя. Тема этой статьи
- сетевой маркетинг - сфера деятельности, в адрес которой отзывов, как положительных,
так и отрицательных, уже поступило бесчисленное множество. Какова их объективность?
Действительно ли объявления, приглашающие на работу в организации данного профиля,
заслуживают только отправки в мусорную корзину, или они всё-таки достойны более
пристального внимания? Что представляет собой деятельность организаций рассматриваемой
сферы? Начнём наш рассказ с объяснения самого названия, столь современного и
малознакомого - сетевой маркетинг.
Термин "маркетинг" происходит от английского "market" - рынок. Означает он процесс
определения желаний покупателя и направление потока товаров и услуг для удовлетворения
этого спроса (Эдвин Дж. Долан "Микро-экономика") или комплекс действий, предпринимаемый
фирмами для реализации своей продукции на рынке. Определение "сетевой" означает,
что для реализации продукции в данном случае используются сети поставщиков -
распространителей продукции. Сеть состоит из нескольких уровней, на каждом из
которых происходит передача и распределение товаров на более мелкие партии.
На последнем уровне товары доставляются непосредственно конечному потребителю.
И именно здесь образуется основная масса трудовых вакансий.
Известный и применяемый ещё с древних времён, этот способ в последние годы получил
современное название и новую интерпретацию. Характерной её особенностью является
использование в качестве звеньев не предприятий или прочих юридических лиц,
а конкретных сотрудников - лиц физических. Отсюда вытекает следующее свойство
сетевого маркетинга: подавляющее большинство издержек в нём приходится на зарплату
распространителей.
Родина его современной интерпретации - Соединённые Штаты. Дата рождения - начало
80-х годов ХХ века. Благодаря этой новой интерпретации сетевой маркетинг уже
успел стать неотъемлемой частью экономики множества стран и влияние его неуклонно
продолжает усиливаться. С каждым годом расширяется сфера и ареал его применения.
Быстрота его стремительного распространения обусловлена высокой экономической
эффективностью. Ибо успешно завоёвывать рынки и развивать собственное дело способны
только очень неглупые люди. Древнеиндийская Бходжапрабандха гласит: "Бесчестье
предпочитая, честью пренебрегая, свою выгоду извлекает мудрый, ибо губить выгоду
- глупость".
Каковы причины столь высокой эффективности сетевого маркетинга? Очевидно, что
они кроются в специфике структуры его затрат. Благодаря отсутствию таких внушительных
затратных статей, как арендная плата за торговую площадь и покупка торгового
оборудования, содержание охраны и другого обслуживающего персонала и прочих,
в предприятиях сетевого маркетинга достигается значительное сокращение производимых
издержек. Повышается экономическая эффективность также благодаря высокой степени
экономии на масштабе в этой отрасли - схема её быстрее позволяет производить
реализацию товара крупными партиями. Есть и ещё одна, очень немаловажная статья
- величина налоговых платежей, позволяющая фирмам, занимающимся сетевым маркетингом,
добиваться дополнительной экономии по сравнению с предприятиями традиционной
торговли. Не секрет, что при действующем в России налоговом законодательстве
предприятия любой отрасли стремятся минимизировать сумму налоговых отчислений.
И именно в сфере сетевого маркетинга для этого предоставляются наиболее благоприятные
возможности. Таковы главные составляющие успеха данной предпринимательской отрасли
сегодня. Но поскольку трудоустройство - вопрос, решение которого следует ориентировать
главным образом на перспективу, пришла пора на время отвлечься от стремительно
ускользающего настоящего, дабы определить, каким для сетевого маркетинга окажется
неотдалённое будущее.
"Экономикс" Макконнелла утверждает, что в постиндустриальной экономике (это
та самая, к которой мы теперь движемся, вместо коммунизма) большая часть ВВП
(валового внутреннего продукта) будет приходиться на продукцию сферы услуг.
Причём часть эта будет неуклонно увеличиваться. А сетевой маркетинг как раз
и относится к сфере услуг, более того, услуг индивидуализированных - торговый
агент доставляет продукцию каждому покупателю, даёт подробную консультацию и
индивидуальную рекламу - то есть к той области экономики, в которой в ближайшее
время планируется наибольший рост. Кроме того, необходимо отметить, что эффективность
его использования увеличивается вместе с повышением уровня альтернативных маркетинговых
затрат (арендной платы, лицензирования, рекламных расходов и т. д.). В нашей
жизни это скорее правило, чем случайность. Так что будущее у сетевого маркетинга
есть.
Тем не менее (или поэтому) сетевой маркетинг ругают. Ругают много и ругают безжалостно.
Вопрос - насколько справедливо его ругают и почему. Без огня, как известно,
дыма не наблюдается. И определённые основания для критики сетевого маркетинга
есть. Но здесь важно предельно четко и правильно разделять критику, направленную
против существования данного вида деятельности и профессиональной занятости
в нём вообще, от критики, вызванной злоупотреблениями отдельных фирм этой отрасли
или организаций, "похожих на её представителей". Почему это важно и для чего,
мы сейчас наглядно продемонстрируем.
Примером организаций, "похожих на представителей" сетевого маркетинга, являются
"пирамиды". Они, привлекают в свои ряды так называемых сотрудников, предлагая
им заключить своеобразный "трудовой договор". Суть его в том, что за право деятельности
в данной организации будущий "сотрудник" должен заплатить некоторую сумму денег.
После этого вся его последующая деятельность, будет заключаться в поиске и привлечении
следующих таких же "сотрудников". А его доход будет складываться из отчислений
с уплаченных по их "трудовым договорам" средств. Для сглаживания возникающих
в таких случаях противоречий с законом подобными "компаниями" используется версия
о распространении какой-нибудь, часто формальной, продукции. Вследствие этого
не слишком утомляющая себя подтверждением достоверности молва и относит такие
"организации" к сфере сетевого маркетинга.
Другое дело, что существуют огульные и необоснованные обвинения в том, что профессия
эта неквалифицированная и бесперспективная, что научиться там нечему, а работа
- на износ. На эти обвинения у сетевого маркетинга есть достойный и адекватный
ответ. Ключ к нему - применение сдельной оплаты. В этом случае, взяв человека
с улицы, прогадать никто не рискует. А вот стать хорошим торговым агентом может
далеко не каждый. Для этого надо иметь определённые качества: энергичность и
целеустремлённость, настойчивость и ответственность, общительность и тактичность.
Те, кто ими обладает или смогли ими овладеть, продавать могут куда больше других,
а значит и деньги хорошие зарабатывать. Платят в сетевом маркетинге сразу и
без задержек!
Теперь о том, чему такая работа научить может. Специфика её в том заключается,
что работникам сетевого маркетинга приходится иметь много непосредственных контактов
с людьми и от их успеха напрямую зависит эффективность работы. Это означает,
что работая с головой можно отлично обучиться искусству убеждающего и делового
общения. Выработать безукоризненную вежливость в сочетании с твёрдой уверенностью
в себе. Неизбежно приобрести неоценимый опыт прикладной практической психологии.
А ваша записная книжка пополнится множеством полезнейших телефонов... Это наверняка
будет нужным не только для профессиональной карьеры, но и для всей предстоящей
жизни. Подарит вам эта профессия и ещё одно не малоценное умение - улыбаться.
Ибо не зря гласит китайская мудрость: "Тот, кто не умеет улыбаться, не должен
заниматься торговлей".
Наконец, кто ругает и почему. Во-первых, жертвы "пирамид" и собственной неосведомлённости.
Ругают и те, кто попробовал, но не смог работать. Вторят им граждане, оправдывающие
свою боязнь потерять привычное, с нищенской зарплатой место. И если в упрёках
одних - гнев на тех, кто сумел воспользоваться их простодушием, то в упрёках
других звучит не что иное, как боль от собственной неполноценности и проявленной
некомпетентности.
В заключение считаю нужным сказать: сетевой маркетинг - понятие очень объёмное
и многогранное, не заслуживающее однозначно положительного или отрицательного
к себе отношения. Поскольку объём предлагаемых его работодателями вакансий очень
велик, а возможность попробовать там себя имеет почти каждый, подробная и достоверная
информация о нём, думается, будет полезной для многих наших читателей. Чтобы
удовлетворить их интерес, "Работа & Зарплата" планирует продолжать публикации
на эту тему. Мы расскажем вам о том, как извлечь максимальную пользу из работы
в этой системе. В отдельных статьях будут рассмотрены правовые и юридические
аспекты данного вида деятельности. Будет рассказано, как отличить нормальную
фирму от компании-"пирамиды". Из дальнейших наших публикаций вы сможете узнать
и о других полезных и интересных вещах. Тем же, у кого одно словосочетание "сетевой
маркетинг" продолжает вызывать страх, напомню слова Виссариона Григорьевича
Белинского: "Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается
всякий страх".
Страницы: 1 | комментарии : отправить статью по e-mail |
Статьи по теме:
|
Последние статьи:
|