Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/7/159_3.htm on line 1

Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/7/159_3.htm on line 1

Warning: include(): Failed opening 'getidea.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/7/159_3.htm on line 1
"Гарри Поттер": попытка не испугаться

 . Статьи каталога идей - Разное
"Гарри Поттер": попытка не испугаться
Категория: Разное
Автор: Андрей Кураев
E-mail:
WWW:
Комментировать статью Отправить по e-mail

 

"ГАРРИ ПОТТЕР": ПОПЫТКА НЕ ИСПУГАТЬСЯ (3 часть)


    Когда-то языческий император Юлиан Отступник предложил христианам не изучать классическую литуратуру (ибо она вся пропитана мифами), не беседовать об этих книгах с детьми, то есть - отказаться от преподавания в светских школах. Проживший юношеские годы в христианской среде (его царственные родственники решили уготовить ему карьеру христианского епископа, чтобы тем самым закрыть ему дорогу к вершине светской власти), Юлиан знал болевые точки Церкви. И своим запретом ударил по одной из них. Мол, это ведь будет только честно: раз вы считаете, что эллинские мифы - это выдумки и сказки, а школьная хрестоматия состоит из текстов, постоянно пересказывающих или упоминающих эти мифы, то зачем же вам, христианам, изучать эти наши, языческие книги? Оставьте школьные и университетские кафедры для тех, кто еще верен язычеству… "Другие меры, принятые против христиан, вредили им в настоящем, это же отнимало у них будущее. Их детям придется или продолжать заниматься в школах ораторов и философов, обратившихся совершенно в язычников, и тогда они не устоят против соблазна этого учения, которое возвратит их к прежней вере; или же они перестанут посещать школы и через некоторое время, лишенные благодетельного учения, которое образует людей, мало-помалу утратят прекрасные качества греческого ума и обратятся в варваров, и секта таким образом мало-помалу окончательно угаснет во мраке и невежестве"25.
    Если бы тогдашная Церковь состояла из нынешних "поттерофобов"26 , то она охотно подчинилась бы этому императорскому указу. Но я уже говорил, что поттерофобы - это традиционалисты лишь на словах, на деле же их мировоззрение вполне модерново.
    Устами Церкви той поры был св. Григорий Богослов. Себя он называет филологом ( "любителем словесности") и так отзывается об указе Юлиана:
    "Тогда как дар слова есть общее достояние всех словесных тварей, Юлиан, присвояя его себе, ненавидел в христианах, и о даре слова судил крайне неразумно. Во-первых, неразумно тем, что злонамеренно, по произволу, толковал наименование, будто бы эллинская словесность принадлежит язычеству, а не языку. Почему и запрещал нам образоваться в слове, как будто такое наше образование было похищением чужого добра. Но cиe значило тоже, как если бы не дозволять нам и всех искусств, какие изобретены у греков, а присвоять их себе по тому же сходству наименования" (Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана) 27. "Но я должен опять обратить мое слово к словесным наукам; я не могу не возвращаться часто к ним; надобно постараться защитить их по возможности. Много сделал богоотступник тяжких несправедливостей, но особенно, кажется, в этом он нарушал законы. Да разделят со мною мое негодование все любители словесности, занимающееся ею, как своим делом, люди, к числу которых и я не откажусь принадлежать. Ибо все прочее оставил я другим, желающим того, оставил богатство, знатность породы, славу, власть. Одно только удерживаю за собою, - искусство слова. Если же всякого гнетет своя ноша, как сказал Пиндар, то и я не могу не говорить о любимом предмете. Итак, скажи нам, легкомысленнейший из всех: откуда пришло тебе на мысль запретить христианам учиться словесности? Это была не простая угроза, но уже закон. Откуда же вышло cиe и по какой причине? Какой красноречивый Гермес (как ты мог бы выразиться) вложил тебе cиe в мысли? Словесные науки и греческая образованность, говорит он, - наши; так как нам же принадлежит и чествование богов; а ваш удел - необразованность и грубость; так как у вас вся мудрость состоит в одном: веруй… Как же ты докажешь, что словесные науки тебе принадлежать? А если они и твои, то почему же мы не можем в них участвовать, как того требуют твои законы и твое бессмыслие? Какая это греческая образованность, к которой относятся словесные науки, и как можно употреблять и разуметь cиe слово? Ты можешь сказать, что греческая образованность относится или к языческому верованию, или к народу и к первым изобретателям силы языка греческого. Если это относится к языческому верованию, то укажи, где и у каких жрецов предписана греческая образованность, подобно, как предписано, что и каким демонам приносить в жертву? Кому же из богов или демонов посвящена образованность греческая? Да если бы это было и так: все, однако, не видно из сего, что она должна принадлежать только язычникам, или, что общее достояние есть исключительная собственность какого-нибудь из ваших богов или демонов; подобно, как и другие многие вещи не перестают быть общими оттого, что у вас установлено приносить их в жертву богам" (Там же) 28.
    Вот я и спрашиваю: зачем же сегодня христианам уходить из мира детской и школьной культуры? Зачем помогать Отступнику?
    И тут уже мы подходим к гораздо более серьезному и печальному вопросу: ну, почему в православной среде сегодня принято всего пугаться (начиная с интернета, фотовспышек, ИНН, и кончая сказками)? Почему критерием ортодоксальности сегодня становится мера испуганности? Нам ли - бояться? "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим. 8, 31). Эти волны страхов, расходящиеся от некоторых церковных проповедников (и от всех приходских сплетниц) не есть ли симптом серьезной болезни? Ну, почему мы считаем апостольскую веру столь слабой, что все время пробуем ее спрятать от дискуссионного сопоставления, защитить полицейскими и цензорскими ограждениями?
    Катится какая-то цепная реакция: преизобилие наших страхов мешает понять суть нашей веры и надежды; плохое знание своей веры опять же порождает увлеченность новыми волнами паники. А св. Василий Великий радовался своей вере. Умел передавать эту радость и эту веру другим. И потому не боялся посылать своих духовных чад на воспитание к языческим учителям. "Стыжусь, - писал Василий своему бывшему учителю знаменитому ритору Либанию 29 , - что представляю тебе каппадокиан поодиночке, а не могу убедить всех взрослых заниматься словесностью и науками и избрать тебя в этом занятии наставником. А так как невозможно достигнуть, чтобы все за один раз избрали, что для них самих хорошо, то и посылаю к тебе, поодиночке, кого только уговорю" 30.
    А мы чего испугались? Просто того, что где-то рядом с нами кто-то читает детские сказки, в которых действуют персонажи языческих мифов… Так, может, не будем выставлять свое маловерие напоказ? Не будем позорить Православие?
    Да, средневековые подвижники не одобрили бы ни этих ни других сказок. Отчего-то господствующая церковь стала более опасливой, чем церковь гонимая (так и сегодня: в советские времена христиане не боялись отдавать своих детей в пионеры, а сегодня боятся даже православных скаутских организаций). В средневековом мире, в котором язычников стало совсем мало, христиане стали отчего-то их бояться больше, чем в "золотой" (и пограничный) век Григория Богослова, Иеронима, Василия Великого… Средневековье создало свою дивную культуру. Но в этой культуре не было места для ребенка. Средневековая культура вообще не интересовалась ребенком, рассматривая дитя просто как маленького взрослого. Основу ее библиотеки составляли книги, написанные монахами и для монахов. Великие книги. Мудрые советы. Но в итоге, как оказалось, христианскую педагогику нельзя импортировать из средневековья: ее просто там не было. И приходится разрабатывать ее сейчас - совмещая наработки светской педагогики и возрастной психологии ХХ века с этикой древнего Православия.
    Именно современности приходится сочинять "православные сказки", и эти попытки оказываются порой неуклюжими, а порой и просто жуткими. Вот, например, сказочка новых "опричников": "…И тут очнулись русские люди, обрадовались, помолились Богу и Он дал им Грозного Царя. Теперь на том Царстве Грозный Царь всех колдунов и вещунов на кострах сжигает. Конец и Богу слава!" 31 . А ведь это логично: кто не умеет управлять, стремится поработить. Тот, кто не может зажигать детей радостью своей веры, в конце концов будет сжигать тех, кто поводы к своей радости нашел на стороне.
    Эти "опричники" боятся, что сказки про Игоря Горшкова (так на русский лад звучит имя Гарри Поттера) толкнут детей в объятия антихристианства. Им и в голову не приходит, что именно в случае осуществления их мечты о торжестве православных инквизиторов и палачей люди, увидев зло, творимое "православными", и кинутся к "добру", творимому гуманистом-антихристом 32
    Но вернемся к "поттеромании". В кои-то веки детей заинтересовало что-то помимо жвачки. Согласно социологическим опросам, наши, российские дети почти поголовно мечтают переехать в Америку. И вдруг появилась сказка, заронившая в них другую мечту - о поездке к Хогвартс (так называется школа, в которой учится Поттер). Но угрюмые дяди с бородами говорят им: не смей и думать об этом! Что ж, в реальности тогда дети вернутся к своим прежним мечтам. И что-то подсказывает мне, что эти мечты будут отнюдь не о православном монашестве… А вот если бы им сказать: мир чуда действительно существует. Но путь к нему лежит по иным тропинкам. Волшебству мы вас, пожалуй, не научим, но молитве научить можем. А ведь только молитва может породить чудо, которое не раздавит тебя своими последствиями…
    Итак, предлагаю эксперимент. Пусть один и тот же церковный проповедник войдет в два разных класса светской школы. И в одном классе он будет запрещать детям читать книжки про Гарри Поттера, а в другом предложит читать эти книжки вместе. Как вы думаете, дети из какого класса через полгода станут прихожанами его Церкви?
    Вот ради этих детей я и говорю своим церковным "друзьям": подождите пугаться, подождите пугать, подождите осуждать и разоблачать, подождите верить слухам. Оттолкнуть детей от Церкви легко. Оттолкнуть - и остаться в горделивом сознании единственности своей чистоты. А если впустить детей в храм - будет шум, будет беспорядок, будет мусор. Но зато будут и дети.


   1) Четвертый том - "Гарри Поттер и кубок огня" был издан так, что в нем оказалось 667 страниц текста. Так вот, на предпоследней странице номер не был проставлен (хотя во всех предыдущих томах этого издания не указывался номер только последней странички). Эту тактичность издателей также стоит отметить. Да, на этой 666-й странице ничего магического и плохого вообще не происходит. Гарри просто отдает свои деньги друзьям.
    2) Св. Григорий Богослов. Творения т.1. Троице-Сергиева Лавра, 1994, С. 108
    3) См. Панченко А. М. О русской истории и культуре. Спб., 2000, с. 93.
    4) Там же, с.98.
    5) Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в 4 веке. // Собрание сочинений. Т.5. Спб., 1998, сс. 189 и 209.
    6) Например, по правилам Литургию надо служить на красном натуральном вине. Но при св. патриархе Иове московский Собор разрешил для Литургии использовать вишневую настойку (См. архим. Макарий (Вретенников). Примеры икономии в истории Русской Церкви // Альфа и омега. № 30. М., 2001, с. 133).
    7) Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск, 1994, с. 159. и Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Рига, 1937, Т. 2, сс. 468-469.
    8) Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана. С. 64.
    9) Зубов А.Б. История религий. Книга 1. Доисторические и внеисторические религии. М., 1997, с. 164-165.
    10) См. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000, с. 37.
    11) Кстати, положительные волшебные персонажи Ролинг если и применяют свою магическую силу к обычным людям (не-волшебникам, "маглам"), то лишь для того, чтобы стереть у людей память о случайных прорывах границы между их мирами. В этом отличие их поведения от навязчивого контактерства "инопланетян". Именно "воли к власти" над людьми у положительного большинства соплеменников Поттера нет. Они хотят просто соседства и взаимного невмешательства. Они даже не сердятся и не мстят за костры инквизиции (именно с этой темы начинается третий том сказки - "Гарри Поттер и узник Азкабана")
    12) Цит. По: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002, сс. 25-26.
    13) Святитель Филарет, Митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998, с. 173.
    14) Ради причисления Ролинг к сатанистам была придумана байка о ее якобы сатанистском и богохульном интервью лондонской газете. Разоблачение этой выдукми, оказавшейся популярной на православных интернет-форумах, см.
    15) Для сравнения: "И вот попал-то на сцену! Давно уже со мной никто так не говорил. Митрополит Макарий так раскричался на меня. Ну и мелочен же он! Правда, должно быть, что, кто повыше, перед теми угодничал до невероятности" (св. Николай Японский. Запись в дневнике 5.7.1880 // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. ч. 1. - Спб., 1996, с. 344).
    16) Рерихам контактирующие с ними духи ("махатмы") заявили, что для удобства общения с ними люди должны жевать мускус - "Мускус есть выделение моче-полового аппарата. Сам мускус, если принят в достаточном количестве, сообщает моче характерный запах. Кроме того, моча мускусных баранов имеет сильный запах, отчасти напоминающий мускус. Мочевой канал находится в непосредственной близости от мешка, содержащего мускус" (Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. "Оккультизм и Йога". Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1., с. 90.) "Мускус, согласно Высшему Утверждению, относится к Солнцу, а не к Венере… По запаху этих отложений, оставляемых самцами на кустах и скалах, самки находят их в сезон спаривания" (Там же с. 89)… Если бы юной Елене Рерих сказали, что после нескольких лет посещения спиритических сеансов она дойдет до того, что будет есть выделения мочеполовой системы барана - она бы, наверно, возмутилась. Но этот экстравагантный совет духи дали ей не сразу, а тогда, когда ее душа уже была достаточно растрепана. Настолько, что уже готова питаться семенными выделениями млекопитающих (барана и бобра), а "великой истиной" считать призыв "рассматривать людей, как пешек в большой игре" (Рерих Е. И. Письма. Т.3. М., 2001, с. 262).
    17) Поздравление с Пасхой см., например, в книге "Гарри Поттер и кубок огня" на с. 496
    18) "Гарри Поттер и кубок огня", с. 88.
    19) " - Считаете ли Вы, что и научно обоснованный марксистский атеизм может дать приемлемые ответы о смысле и целостном значении человеческой жизни? - Марксистский атеизм при рассмотрении этих вопросов исходит из научных материалистических взглядов на смысл и цель человеческой жизни, и как таковой он дает целостный ответ на вопрос о смысле и значении человеческой жизни в плане активного участия личности в общественной жизни" (Интервью митрополита Таллинского и Эстонского Алексия радио ФРГ // Журнал Московской Патриархии. М., 1970, № 12).
    20) Так когда-то произошло преображение японского дзюдо в русское самбо - "Я хотел бы напомнить о происхождении русского самбо. Русское самбо возникло удивительным способом. Святой равноапостольный Архиепископ Николай, основатель Японской Православной Церкви, в какой-то момент понял, что японская борьба дзюдо - это не только формирование физической силы, но это еще и способ духовной закалки. Он тогда послал одного из своих семинаристов в самую лучшую школу дзюдо. И семинарист овладел этой техникой, оставаясь православным христианином, а затем предпринял попытку наполнить технику тем, что дает православная духовная традиция. Этот человек, который позже стал советским разведчиком, был основоположником школы самбо" (Пресс-конференция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялась в интернет-издании "ВЕСТИ.RU". 21 ноября 2001 года).
    21) Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке. Спб., 1998, с. 215.
    22) Первая публичная реакция - заметка Романа Вершилло "Мерзавец, автор детских книг" (поскольку в маленькой заметке, всецело посвященной мне, эта характеристика ни к кому другому не прилагается, она, очевидно, про меня). Заметка была опубликована на интернет-сайте Общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества" (руководитель - прот. Александр Шаргунов). Еще прежде этот Комитет счел, что путь к нравственному возрождению лежит через мой расстрел (см. Алексеев Н. Перебежчики // Антихрист в Москве. Вып. 7. М., 1998). Из прочтения моей книги "Школьное богословие" он сделал вывод, что "убитые души детей не волнуют перебежчика дьякона Андрея Кураева" (с. 149), сама же книга есть "сатанизм под камуфляжем" (с. 150). А из оргвывода последовал и приговор - "Что же можно сказать? Сурово, но справедливо поступал с перебежчиками генерал Туркул" (с. 149). А поступал он так: "Чекиста расстреляли без пощады" (с. 147). Кстати, в этом же выпуске "Антихриста в Москве" протоиерей Александр Шаргунов делится своим интеллектуальным опытом: он наконец-то достиг понимания того, почему именно надлежит "наказывать смертной казнью за пропаганду безбожия" (прот. Александр Шаргунов. Пророческое служение в России // Там же. С. 177). Что ж, если христианская проповедь называется "сатанизмом под камуфляжем", а борьба "за нравственное возрождение" не брезгует расстрелами и клеветой, - то тут уж и в самом деле приходится сказать: духом антихриста повеяло по Москве…
    23)  Статья опубликована в журнале Parakatatheke, Noembrios-Dekembrios 2001, Teychos 21, pp. 21-26.
    24) Вот диалог "поттероборца" с православным богословом С. Худиевым на интернет-форуме: "Пока что ни Вы, ни кто-либо из Ваших сторонников не изложили своей точки зрения: в чем же причины коллективного помешательства детей на ее книгах? - В том, что они дети. Я помню себя ребенком - мы каждые полгода на чем-нибудь помешивались. После фильма "про Робин Гуда" бегали с деревянными мечами(помню, мне набили пару синяков), после "мушкетеров" - вовсю дрались на шпагах (боюсь, что в масштабах страны даже выкололи один-два газа). "Поттеромания", по крайней мере, не требует острых и тяжелых предметов. - К чему может привести "поттеромания" (игрушечная магия), как массовое явление, охватившее весь христианский мир? - Да ни к чему. К чему привела "робингудомания" или "мушкетеромания"? А вот к чему привела "поттерофобия" уже видно - людей оттолкнули от Церкви, враги христианства ликуют и смакуют "ведьмоискательские" высказывания христиан" ).
    25) Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в 4 веке. // Собрание сочинений. Т.5. Спб., 1998, сс. 136-137.
    26) А такие были. Они всерьез были озабочены вопросами типа "можно ли христианам покупать и есть плоды из огородов, принадлежащих языческим храмам" (Augustini saneti. Epistolae 46. Цит. по: Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви. Спб., 1997, с. 263).
    27) Св. Григорий Богослов. Творения т.1. Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 66
    28) Там же, с. 110-111.
    29) Тому Либанию, который, на смертном одре со скорбью ответил своим близким на вопрос, кого из своих воспитанников он желал бы назначить своим преемником по школе - "Иоанна, если бы не похитили его у нас христиане" (Созомен. Церковная история. 8,2). Этот тот Иоанн, которому потом предстояло войти в историю с прозвищем Златоуст.
    30) Св. Василий Великий. Письмо 326 (335) К Ливанию // Творения. т. 3. Спб., 1911, с. 374.
    31) О том, как горе горькое-горе злющее с колдуном-вещуном поссорилось // Сергиев Посад. Православно-патриотический вестник. № 16, 2001.
    32) По замечательному слову М. Маркиша - "Человек остается человеком: неприязнь к неправде в нем неискоренима. Когда нас уже будет тошнить от мелких скучных частых полуправд - в каждой конфессии, в каждой церкви своя - тогда предложат нам взамен супернеправду, одну, глобальную, мощную, яркую - последнюю" (Маркиш М. Струве провозгласил независимость // Радонеж. № 17-18, 2000).


Перейти в раздел:
 Страницы: 1 2 3 комментарии : отправить статью по e-mail

Статьи по теме:
Последние статьи:

Опубликовать отзыв о статье:
Ваше имя:
E-Mail:
WWW:
Комментарий:

 *Комментарии появятся после проверки!