Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/7/102_1.htm on line 1

Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/7/102_1.htm on line 1

Warning: include(): Failed opening 'getidea.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/7/102_1.htm on line 1
Христианство и бизнес

 . Статьи каталога идей - Разное
Христианство и бизнес
Категория: Разное
Автор: Виталий Кандалинцев
E-mail: vitalkan@mtu-net.ru
WWW:
Комментировать статью Отправить по e-mail

 

ХРИСТИАНСТВО И БИЗНЕС

Внимание! Публикуемые материалы адресованы всем, кого они могут заинтересовать. Направляйте Ваши отклики и заказы на материалы из электронной библиотеки по e-mail: vitalkan@mtu-net.ru

Виталий Кандалинцев.                                                                                       

  ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Что думают о проблемах бизнеса христиане, и способны ли они предложить надежные духовные и деловые ориентиры для предпринимательства? Об этом беседуют американский и российский специалисты по бизнесу.   Представляем собеседников:

     Ральф Миллер - профессор предпринимательства в школе бизнеса Регентского Университета  в штате Виргиния (США),  ранее посвятивший 20 лет работе в основанной и руководимой им компании по обслуживанию авиатехники.

     Виталий Кандалинцев - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН,  консультант по инвестициям.

В.К.  Думаю, нашим читателям будет интересно узнать узнать побольше об  организации, в которой работает профессор Миллер.  Итак, что представляет из себя Регентский Университет и его школа бизнеса?

 Р.М.    Регентский Университет был основан в 1977 году Д-ром М.Г. Робертсоном при содействии Христианской Радиовещательной Сети (CBN) с целью подготовки «христианских руководителей для изменения мира».

     Насчитывая в своих рядах 1 700 студентов, в том числе большую группу зарубежных учащихся из стран всего мира, Регентский Университет утверждает библейский взгляд на мир в сознании будущих лидеров многих народов.                                                           Университет предлагает обучение в таких областях, как современные средства связи и искусство, бизнес, юриспруденция, богословие, образование, государственные отношения и общественное лидерство.

     Миссия Регентского Университета заключается в трансформации общества через компетентное, высокопрофессиональное христианское лидерство. Для школы бизнеса Регентского Университета эта миссия означает подготовку мужчин и женщин, способных создавать динамичные организации по производству улучшающих жизнь продуктов и услуг, причем таким образом, чтобы эта деятельность указывала на подателя самой жизни - Иисуса Христа.

В.К.  Вот и первый принципиальный вопрос - может ли бизнес иметь духовное направление, может ли он, как выразился проф.Миллер, указывать на Христа. Христиане хорошо помнят заповедь не собирать богатства на земле, но собирать богатство на небе.  И некоторые из них воспринимают эту заповедь как запрет на участие в бизнесе, ибо бизнес невозможен без накопления, без «собирания богатства на земле».

     Но священное писание ориентирует нас на более вдумчивое отношение к проблеме богатства и деятельности, созидающей богатство, т.е. бизнесу.  Нужно обратить внимание на то, что силу приобретать богатство дает Бог (Втор. 8:18). И если сила эта раскрывается в предпринимательском таланте христианина, то может ли христианин отказаться от дела, которое любит и к которому призван?

     Более того, при внимательном прочтении Нового Завета выясняется, что Иисус Христос осуждал не сам факт наличия богатства у того или иного человека, а нечто совсем другое - обольщение богатством. Обольщение, т.е. зависимость от богатства, его вожделение как высшей ценности в жизни и готовность идти на преступление ради материальных ценностей - вот что в корне противоречит учению Христа и что не может быть принято христианами.

Р.М. По сути, вопрос стоит так: есть ли в мире коммерции цели , достойные Царствия Божия? Является ли материальный мир и рынок как его существенная часть неподходящей сферой интересов для христиан?  Возможно ли приобретать богатство не уменьшая благосостояние других людей, ибо такое уменьшение запятнало бы христианское свидетельство?

     Многие христиане воспринимают бизнес, особенно в отраслях с высокой конкуренцией, как арену, где вы должны нанести поражение своему конкуренту любыми средствами, прежде чем он нанесет поражение вам.  Они видят обман, лживую рекламу, которые направлены на выкачивание денег из карманов людей без справедливого предоставления товаров и услуг. Возможно, они сами были обмануты и их общее восприятие бизнеса окрашено этим отрицательным опытом.

     Вероятно, многое в таких взглядах и самих негативных чертах бизнеса вытекает из экономической философии «экономики с нулевой суммой». Эта философия утверждает, что богатство не создается экономической деятельностью в сфере рынка, а только перемещается, в результе чего богатые, т.е. бизнесмены, вымогают деньги у бедных используя их нужды. Другими словами, вся рыночная деятельность по сути является эксплуатацией. Если эта теория верна, хорошие христиане наверняка должны испытывать чувство вины за свое участие в бизнесе по эксплуатации бедных.

     Вопрос здесь возникает такой: есть ли другое объяснение бизнеса, которое совместимо с призванием христианина сотрудничать с Богом, поскольку именно Он обеспечивает Своих детей товарами и услугами, которые нужны им для поддержания жизни и заботы о своих семьях.  Я верю, что конечно же есть другая экономическая философия, которая лучше объясняет реальности рынка. Эта философия заключается в том, что бизнес, если он ведется с соблюдением этических норм, создает богатство, которое обогащает и покупателя, и продавца, и потому благословляет обоих.

В.К.  Да, на мой взгляд, это истинно христианское понимание отношений, складывающихся между людьми на рынке. Господь на горе Синае сказал так: «Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга» (Лев. 25:14). Эта заповедь означает, что у людей есть возможность строить свои рыночные отношения справедливо, ко взаимной пользе. И не только есть возможность, а есть и обязанность поступать так, ибо так определил Бог.

     Если мы помним об этом, то мы никогда не назовем бизнесом обман, мошенничество, продажу испорченных товаров. Ибо это не бизнес, а прегрешения против заповеди, определяющей каким должен быть бизнес. Все участники рынка - продавцы и покупатели, предприниматели и наемные работники суть ближние друг другу. И потому они должны любить, а значит и понимать друг друга как самого себя. Мне кажется, что такого понимания часто недостает.

     Не так давно я стал свидетелем следующей сцены на одном из московских рынков. К продавцу дынь подошел мужчина и спросил цену. Цена была высокой. Мужчина разразился оскорбительной бранью в адрес продавца и ушел крайне недовольный. Продавец остался спокоен и ничего не сказал. Кто из этих двоих нарушил приведенную выше заповедь?

     Кому-то покажется, что продавец дынь - алчный человек. Алчность побуждает его назначать непомерно высокую цену на свой товар. Та же алчность заставляет его рассчитывать на то, что и у бедного человека есть дети, которые своими просьбами вынудят отца или мать купить дыню даже по разорительной цене. При таком рассуждении поведение продавца выглядит верхом безнравственности.

     Но кто-то скажет и так: давайте посчитаем. Посчитаем, сколько стоит закупка дынь в местах их произрастания, сколько стоит их перевозка в Москву, сколько стоит торговое место, сколько стоит оплата труда розничного продавца и т.д.  Не исключено, что при расчете выяснится, что прибыль продавца не столь уж и велика, и что есть риск (в любом бизнесе есть такой риск) вообще остаться без прибыли. Тогда нравственная оценка действий продавца будет диаметрально противоположной: этот человек служит покупателям, своим трудом создавая возможность москвичам без проблем купить продукт, который выращивается за тысячи километров от Москвы.

     Принимая во внимание оба этих взгляда, мы сможем лучше увидеть ту золотую середину, в которой открывается исполнение заповеди Божией. Продавцу надлежит больше думать о своих покупателях; это означает, что он должен уметь снижать свои издержки, а вслед за ними и цену своего товара. Тогда большее количество людей смогут регулярно покупать дыни. Покупатель же должен не ждать, когда ему за бесценок поднесут дыню, а искать возможность дополнительных заработков, которые поправят семейный бюджет и сделают дыню не роскошью, а обычным предметом потребления.

     Рынок учит людей вести себя именно так. Конкуренция вытесняет продавцов, не способных достигать приемлемых для покупателей цен. Потребители, не склонные к упорному труду, всегда будут иметь доходы, в сравнении с которыми цены покупаемых ими товаров будут казаться им чрезмерно высокими. Здесь мы подошли к очень важному вопросу. По сути, рынок учит людей вечным евангельским истинам. В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

     Рынок говорит то же самое: прежде чем получить от продавцов нужное тебе как покупателю, продай плоды своего труда или свой труд, нужные твоим покупателям. Тогда исполнишь заповедь Божию, и заповедь Божия о том, что Бог заботится о детях Своих, исполнится в твоей жизни.

     При таком подходе вполне открывается христианская истина о том, что люди в их экономической деятельности совместно создают богатство к своему благу и по благословению Божиему. Насколько мне известно, много интересного об этом может рассказать профессор Миллер. Что же такое создание богатства с христианской точки зрения?

Р.М.  Чтобы ответить на этот вопрос, позвольте мне сначала привести цитату из книги Брайана Гриффитса, вышедшей в свет в 1984 г. и которая называется «Создание богатства»:

«Создание богатства имеет место, когда  индивид или корпорация используют доступные трудовые и капитальные ресурсы для производства чего-либо, что имеет большую стоимость, чем использованные ресурсы. Таким образом, создаваемое богатство есть стоимость, добавленная в ходе производственного процесса.»

     «Все, что изменяет материальный мир таким образом, что он начинает представлять большую полезность для людей, есть акт создания богатства.  ... В своей основе процесс создания богатства вытекает из фундаментального человеческого устремления, которое является результатом того, что человек был создан по образу и подобию Божию. ... В контексте книги Бытия фундаментальное утверждение, о котором должен свидетельствовать каждый христианин, заключается в том, что мир, в котором мы живем, это мир Бога. Он создал этот мир, и Он создал нас.  Мы входим в этот мир как его часть, и поэтому бизнес как деятельность по созданию и использованию богатства выступает естественным занятием для человечества. Сама жизнь требует от нас, чтобы мы постоянно были вовлечены в процесс создания богатства. Необходимые для жизни блага не приходят к нам как манна; землю нужно обрабатывать, в море нужно ловить рыбу, полезные ископаемые нужно добывать, город нужно обеспечивать необходимыми услугами. Бог создал нас со способностью и желанием все это делать. Сама жизнь требует, чтобы мы использовали данное Богом для обеспечения своих потребностей.»

     Это утверждение Брайана Гриффитса точно отражает библейский взгляд на экономику, заключающийся в том, что человек, обслуживая потребности других людей с помощью товаров и услуг, создает богатство ко благу всех участников рыночных отношений. Если вы и я сотворены по образу и подобию Божиему, то тогда мы наследуем Его творческую природу. Нам очень нравится создавать что-то новое и лучшее, будь то продукт, услуга или некоторый процесс - создавать с целью более легкого, более эффективного или более дешевого пути обслуживания потребностей.

     В моем прежнем бизнесе мы продавали топливо и услуги для пилотов в крупном аэропорте. В моей нынешней деятельности я помогаю готовить студентов для служения в Царстве Божием в качестве создателей богатства, т.е. готовить творческих, способных к инновациям и финансово успешных христиан. Для этой роли они должны обладать пониманием библейского воззрения на работу и на служение в сфере созидания богатства. Библейский взгляд на экономическую реальность не подразумевает,  что существует узаконенная Библией экономическая система, но скорее формулирует то, что можно назвать христианской экономической нормой.

     Существует большая разница между тем, обсуждается ли христианская экономическая норма или некоторая идеальная христианская экономическая система. Христианская экономическая норма - служение в роли управляющего. Экономическая деятельность, надлежаще продуманная  и организованная, представляет собой использование дарованных Богом средств для достижения предписанных Богом целей. Дарованные Богом средства перечислены в «Мандате на владение» в книге Бытия 1:26 и 1:28, который устанавливает право и обязанность человека быть управляющим над творением Божиим для заботы о нем под верховным управлением Бога. Предписанные Богом цели относятся к тому, что мы можем назвать «Мандатом на попечительство», в том смысле, что  Бог дал каждому человеку дары и таланты, и призвал каждого принести плод и прибыток в Его Царстве и ради Его Царства. В этой связи отметим следующие стихи:

     Мф. 6:25-33, - Нагорная проповедь.

     Лк. 19:11-27 - Притча о талантах.

     Но чем эта норма служения в роли управляющего отличается от мирских целей извлечения прибыли  и материального успеха? Не лишен ли христианский предприниматель права и обязанности получать прибыль? Никоим образом! Но, для христианина, прибыль вне его служения в роли управляющего подобна сексу вне брака. Мирское мировоззрение усматривает в этом подходе похвальные, но нереалистичные цели и задачи. Христианское мировоззрение видит здесь библейскую норму.

В.К.  Сознание христиан - очень высокий тип сознания, в центре которого находится откровение Божие об Иисусе Христе как средоточии любви, смысла жизни и самой жизни. Поэтому христианский предприниматель не может рассматривать свою деятельность вне этого центра своего миросозерцания.

   Это означает, что бизнес не только может иметь духовное измерение, но и вообще все в бизнесе для христианина должно восходить к Иисусу Христу, все должно иметь корень и высшее объяснение в Его Учении.

     Так и прибыль. Она бесплодна вне служения Богу и людям, как бесплоден секс вне целей и обязанностей брака, как бесплодно все бездуховное в нашем преходящем мире. Но если прибыль - это средство ко все более полному исполнению заповедей любви ( через расширение дела и вытекающее из него предоставление другим людям достойной работы, расширение круга хороших товаров, предлагаемых потребителям и т.д.), причем именно это понимание прибыли отчетливо осознается, то тогда предприниматель - ветвь на виноградной лозе, приносящая свой плод.


Перейти в раздел:
 Страницы: 1 комментарии : отправить статью по e-mail

Статьи по теме:
Последние статьи:

Опубликовать отзыв о статье:
Ваше имя:
E-Mail:
WWW:
Комментарий:

 *Комментарии появятся после проверки!