Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/6/116_1.htm on line 1

Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/6/116_1.htm on line 1

Warning: include(): Failed opening 'getidea.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/6/116_1.htm on line 1
МЛМ как разновидность игрового бизнеса?

 . Статьи каталога идей - Сетевой маркетинг
МЛМ как разновидность игрового бизнеса?
Категория: Сетевой маркетинг
Автор: Михаил Видмук
E-mail:
WWW:
Комментировать статью Отправить по e-mail

 

МЛМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИГРОВОГО БИЗНЕСА?

        Вероятно, первые игры появились с появлением личной собственности (игральные кости барана в древней Греции), а возможно и ранее, так что “распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий” было лишь одним из звеньев длинной цепочки, уходящей в глубину веков.

Можно предположить, что в самом начале в играх участвовало только два человека, и выигравшему переходила ставка проигравшего. Возможно, уже на этом этапе в качестве гаранта мог привлекаться некто третий, обеспечивавший выполнение правил и обязательств и возможно даже получавший за это вознаграждение (распитие выигрыша втроем наблюдается и сейчас).

     Следующим этапом стали групповые игры, когда ставки делали несколько человек, а выигрыш получал один (или несколько пропорционально своим ставкам). Точно так же предпочтительно “нейтральное лицо” следило за соблюдением правил и обязательств. На каком-то этапе “нейтральное лицо” сделало организацию игры своей профессией, получая за это вознаграждение, что и можно считать рождением игорного бизнеса. Это и рулетка с “zero” в пользу казино, и очко с равным счетом в пользу банкующего и пр.

     Тенденция расширить круг играющих и масштабы игры привела к появлению лотерей, когда масса даже рассредоточенных по времени и пространству людей делает ставки (раскупает выпуск лотерейных билетов), а полученную сумму сбора (за вычетом дохода организаторов) получает малая часть участников. 

     Следующим шагом эволюции стали “мгновенные” (и “непрерывные” по типу) лотереи, в которых игрок получает свой выигрыш без промедления за счет ставок предшествующих игроков (ставки предшествующих – призовой фонд следующих). При этом тираж лотереи постоянно пополняется, обеспечивая непрерывность процесса. Это варианты футбольных и других тотализаторов, карточки с закрашенными счастливыми номерами, и, наконец, Джек-пот и даже системы страхования, если несчастный случай рассматривать как выигрыш. 

     И, наконец, лотереи класса азартных непрерывного типа стали использовать зазор времени между поступлением ставок и выдачей выигрыша (ставки последующих – призовой фонд первых), т.е. лотерейные билеты продолжают участвовать во всех последующих тиражах (облигации выигрышного займа, например, или “Спорт-лото”).
Применение подобных механизмов стало возможным благодаря возникновению и развитию теории вероятностей и статистики. 

     Для понимания сходства игрового бизнеса и многоуровневого маркетинга необходимо обратить внимание на некоторые принципиальные особенности игры: 

  • игровой бизнес (игра как товар) основан на удовлетворении комплекса специфических потребностей человека, начиная от самых базальных стремлений к материальному благополучию и повышению социального статуса и заканчивая игровой адреналиновой зависимостью;
  • все игры делятся на два класса: азартные, в которых все зависит только от случая (кости, орлянка, рулетка и др.), и коммерческие, в которых шансы игрока возрастают пропорционально его квалификации или знанию предмета, и зависят от случая (превращаются в азартные) только при равных силах участников (преферанс, бега, футбольный тотализатор и пр.). Шахматы, шашки и т.п. относятся к спорту;
  • движущими силами игры являются примеры удачливых игроков, иллюстрирующие возможность выигрыша, психологическая приверженность человека защитным атрибуциям (нереалистичный оптимизм, когда люди верят, что успех с большей вероятность придет к ним, а не к другим, а плохое случится с ними с меньшей вероятностью, чем с другими), и как ни прискорбно, не вполне рациональное мышление человека вообще (теория вероятностей строго доказывает, что единственно беспроигрышной тактикой в любой азартной игре является тактика отказа от игры);
  • сумма выигрышей в игре равна сумме ставок за минусом дохода организатора игры. Если организатор лотереи забирает себе половину взносов, то чем больше вы купите билетов (для математики безразлично, в одном тираже разом или понемногу во многих тиражах), тем ближе будет сумма ваших выигрышей к половине ваших затрат. В пределе, если вы один скупите весь тираж, то ваш выигрыш составит половину ваших затрат (а вторая половина останется у организатора);
     Какое это имеет отношение к МЛМ? Можно ли рассматривать МЛМ как дальнейшее развитие (разновидность) лотереи класса коммерческих игр.

     Для чистоты картины необходимо упомянуть, чем отличались от лотерей такие исторически известные “пузыри” или “пирамиды”, как “Компания южных морей” (17.. г.), афера Понци (192. г.), “МММ” “Властилена” “Селенга”, выпуск ГКО и пр. Их можно было бы отнести к лотереям класса азартных непрерывного типа за счет зазора времени между поступлением ставок и выдачей выигрыша (ставки последующих – призовой фонд первых). С одним важным дополнением – мошеннических. Мошенничество заключалось в обещании выигрыша (беспоигрышности) абсолютно всем участникам лотереи, что естественно невозможно. В общем-то, это не сильно отличается от лотереи, в которой обещаются выигрыши, заведомо не обеспеченные сбором от реализации билетов, и вполне объяснимо – в любом игровом бизнесе присутствуют свои “кидалы”. 

     Что из себя с точки зрения игры представляет финансовая пирамида. Это – игра непрерывного типа, использующая принцип “ставки последующих – призовой фонд первых”. 
     Но не мошенническая, во-первых, т.к. выигрыш не гарантируется, “но вы можете реализовать свой шанс”. Участники понимают, что их приз зависит от того, сколько ставок будет сделано после них (стимул рекрутинга). 
    Во-вторых, это уже игра коммерческого класса, а не просто лотерея: выигрыш участника зависит от его способностей, от количества привлеченных им новых игроков. Если бы способности и усердие всех игроков пирамиды были одинаковы, то их выигрыш определялся бы только случаем – числом попавшихся им подходящих кандидатов. Однако назвать эту игру “честной” нельзя по той причине, что шансы игроков неравны (и это отчасти справедливо): вступившие в игру раньше имеют фору по сравнению с новыми – грубо напоминает старт “Формулы-1” с опережением, зависящим от результата предыдущих заездов. 

      Сам многоуровневый маркетинг можно представить как синтез классической пирамиды с методом прямых продаж или продаж через коммивояжеров. При этом остается открытым вопрос, где проходит граница между МЛМ как способом продаж (продвижением товара) и между МЛМ как игровым бизнесом (или во что он трансформировался) его организаторов. 

     Насколько известно, в обычном бизнесе также нет устоявшейся судебной практики по тому, считать ли розыгрыш призов по всяким этикеткам и пробкам организацией лотереи ли способом стимулирования продаж. 
Сетевик приобретает товар по стоимости квалификационной закупки (это стоимость реального товара со всеми издержками и рентабельностью компании плюс та часть, которая возвращается в сеть в виде вознаграждений) и реализует его (если может) со своим комиссионным вознаграждением. 
То есть он:

  • возвращает стоимость самого товара, 
  • зарабатывает и автоматически отдает в сеть свой сетевой взнос 
  • и имеет небольшое комиссионное вознаграждение. 
     Эти условия обязательны для всех сетевиков, даже если они не задаются целью построить свою структуру, а рассчитываю “жить распространением товара” или покупают его для личного потребления, - за участие в сети (игре) должны платить все. Вы наверняка помните, как в свое время на сдачу давались билеты, которые вы бросали куда попало, и не ждали с нетерпением тиражной таблицы – это аналог поведения потребителя-распространителя товара.

     В этом смысле МЛМ, если не лукавить, не принципиально отличается от пирамиды из одних взносов без товара. Различие в том, что участники чистой пирамиды делают взнос только один раз и, как правило, теряют его (поэтому взносы большие), а дистрибьюторам МЛМ дается шанс заработать на взнос перепродажей своего товара. Это позволяет воспроизводить пирамиду МЛМ многократно (каждый квалификационный период) с относительно небольшими и повторяющимися взносами. Процесс подобен телевизионной передаче: каждый квалификационный период (кадр) сеть совершает закупки (развертка), т.е. мгновенно воспроизводится пирамида, в которой каждый уже примерно знает свое место. 

     С каждым периодом (кадром) число уровней в сети (строк в кадре) увеличивается, и рисунок немного изменяется. Внешне выглядит как непрерывное движение товара в сети и ее развитие (так же воспринимаются и мультфильмы). 

    Принципиальный момент: структуры МЛМ, особенно с обязательными квалификационными закупками и принципами компрессии, по определению “справедливее” чистых пирамид, так как уменьшают разрыв между позициями старых и новых участников. Тем не менее, в МЛМ как любой игре, не может быть выигравших, если не будет проигравших. Другое дело, что проигравшие не чувствуют себя таковыми, а радуются либо товару, либо полученным комиссионным. 

 


Перейти в раздел:
 Страницы: 1 комментарии : отправить статью по e-mail

Статьи по теме:
Последние статьи:

Опубликовать отзыв о статье:
Ваше имя:
E-Mail:
WWW:
Комментарий:

 *Комментарии появятся после проверки!