Статьи каталога идей - Сетевой маркетинг |
Категория: Сетевой маркетинг
Автор: Михаил Видмук E-mail: WWW: |
Вероятно, первые игры появились с появлением личной собственности (игральные кости барана в древней Греции), а возможно и ранее, так что “распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий” было лишь одним из звеньев длинной цепочки, уходящей в глубину веков.
Можно предположить, что в самом начале в играх участвовало только два человека, и выигравшему переходила ставка проигравшего. Возможно, уже на этом этапе в качестве гаранта мог привлекаться некто третий, обеспечивавший выполнение правил и обязательств и возможно даже получавший за это вознаграждение (распитие выигрыша втроем наблюдается и сейчас).
Следующим этапом стали групповые игры, когда ставки делали несколько человек, а выигрыш получал один (или несколько пропорционально своим ставкам). Точно так же предпочтительно “нейтральное лицо” следило за соблюдением правил и обязательств. На каком-то этапе “нейтральное лицо” сделало организацию игры своей профессией, получая за это вознаграждение, что и можно считать рождением игорного бизнеса. Это и рулетка с “zero” в пользу казино, и очко с равным счетом в пользу банкующего и пр.
Тенденция расширить круг играющих и масштабы игры привела к появлению лотерей, когда масса даже рассредоточенных по времени и пространству людей делает ставки (раскупает выпуск лотерейных билетов), а полученную сумму сбора (за вычетом дохода организаторов) получает малая часть участников.
Следующим шагом эволюции стали “мгновенные” (и “непрерывные” по типу) лотереи, в которых игрок получает свой выигрыш без промедления за счет ставок предшествующих игроков (ставки предшествующих – призовой фонд следующих). При этом тираж лотереи постоянно пополняется, обеспечивая непрерывность процесса. Это варианты футбольных и других тотализаторов, карточки с закрашенными счастливыми номерами, и, наконец, Джек-пот и даже системы страхования, если несчастный случай рассматривать как выигрыш.
И, наконец, лотереи класса
азартных непрерывного типа стали использовать зазор времени между поступлением
ставок и выдачей выигрыша (ставки последующих – призовой фонд первых), т.е.
лотерейные билеты продолжают участвовать во всех последующих тиражах (облигации
выигрышного займа, например, или “Спорт-лото”).
Применение подобных механизмов стало возможным благодаря
возникновению и развитию теории вероятностей и статистики.
Для понимания сходства игрового бизнеса и многоуровневого маркетинга необходимо обратить внимание на некоторые принципиальные особенности игры:
Для чистоты картины необходимо упомянуть, чем отличались от лотерей такие исторически известные “пузыри” или “пирамиды”, как “Компания южных морей” (17.. г.), афера Понци (192. г.), “МММ” “Властилена” “Селенга”, выпуск ГКО и пр. Их можно было бы отнести к лотереям класса азартных непрерывного типа за счет зазора времени между поступлением ставок и выдачей выигрыша (ставки последующих – призовой фонд первых). С одним важным дополнением – мошеннических. Мошенничество заключалось в обещании выигрыша (беспоигрышности) абсолютно всем участникам лотереи, что естественно невозможно. В общем-то, это не сильно отличается от лотереи, в которой обещаются выигрыши, заведомо не обеспеченные сбором от реализации билетов, и вполне объяснимо – в любом игровом бизнесе присутствуют свои “кидалы”.
Что из себя с точки зрения
игры представляет финансовая пирамида. Это – игра непрерывного типа, использующая
принцип “ставки последующих – призовой фонд первых”.
Но не мошенническая, во-первых,
т.к. выигрыш не гарантируется, “но вы можете реализовать свой шанс”. Участники
понимают, что их приз зависит от того, сколько ставок будет сделано после них
(стимул рекрутинга).
Во-вторых, это уже игра
коммерческого класса, а не просто лотерея: выигрыш участника зависит от его
способностей, от количества привлеченных им новых игроков. Если бы способности
и усердие всех игроков пирамиды были одинаковы, то их выигрыш определялся бы
только случаем – числом попавшихся им подходящих кандидатов. Однако назвать
эту игру “честной” нельзя по той причине, что шансы игроков неравны (и это отчасти
справедливо): вступившие в игру раньше имеют фору по сравнению с новыми – грубо
напоминает старт “Формулы-1” с опережением, зависящим от результата предыдущих
заездов.
Сам многоуровневый маркетинг можно представить как синтез классической пирамиды с методом прямых продаж или продаж через коммивояжеров. При этом остается открытым вопрос, где проходит граница между МЛМ как способом продаж (продвижением товара) и между МЛМ как игровым бизнесом (или во что он трансформировался) его организаторов.
Насколько известно, в обычном
бизнесе также нет устоявшейся судебной практики по тому, считать ли розыгрыш
призов по всяким этикеткам и пробкам организацией лотереи ли способом стимулирования
продаж.
Сетевик
приобретает товар по стоимости квалификационной закупки (это стоимость реального
товара со всеми издержками и рентабельностью компании плюс та часть, которая
возвращается в сеть в виде вознаграждений) и реализует его (если может) со своим
комиссионным вознаграждением.
То есть
он:
В этом смысле МЛМ, если не лукавить, не принципиально отличается от пирамиды из одних взносов без товара. Различие в том, что участники чистой пирамиды делают взнос только один раз и, как правило, теряют его (поэтому взносы большие), а дистрибьюторам МЛМ дается шанс заработать на взнос перепродажей своего товара. Это позволяет воспроизводить пирамиду МЛМ многократно (каждый квалификационный период) с относительно небольшими и повторяющимися взносами. Процесс подобен телевизионной передаче: каждый квалификационный период (кадр) сеть совершает закупки (развертка), т.е. мгновенно воспроизводится пирамида, в которой каждый уже примерно знает свое место.
С каждым периодом (кадром) число уровней в сети (строк в кадре) увеличивается, и рисунок немного изменяется. Внешне выглядит как непрерывное движение товара в сети и ее развитие (так же воспринимаются и мультфильмы).
Принципиальный момент: структуры МЛМ, особенно с обязательными квалификационными закупками и принципами компрессии, по определению “справедливее” чистых пирамид, так как уменьшают разрыв между позициями старых и новых участников. Тем не менее, в МЛМ как любой игре, не может быть выигравших, если не будет проигравших. Другое дело, что проигравшие не чувствуют себя таковыми, а радуются либо товару, либо полученным комиссионным.
Страницы: 1 | комментарии : отправить статью по e-mail |
Статьи по теме:
|
Последние статьи:
|