Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/3/100_1.htm on line 1

Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/3/100_1.htm on line 1

Warning: include(): Failed opening 'getidea.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/3/100_1.htm on line 1
Электронный бизнес: истории успеха

 . Статьи каталога идей - Электронный бизнес
Электронный бизнес: истории успеха
Категория: Электронный бизнес
Автор: Александр Москалюк
E-mail: prostoalex@yahoo.com
WWW:
Комментировать статью Отправить по e-mail

 

Электронный бизнес: истории успеха

Часть первая.
Еще два года назад e-commerce было самым популярным словом в ежедневном общении c зарубежными партнерами.
Если на деловой встрече или конференции один из собеседников вставлял слова «Интернет», «электронная коммерция» или «онлайн-бизнес», то по общему согласию, оценка IQ и профессионализма собеседника увеличивалась на несколько пунктов.

     Сегодня похожая ситуация наблюдается в лагере противников электронного бизнеса. Любое упоминание об открытии нового "доткома" вызывает истерический хохот, жесткую критику и исторические аллюзии на десятки и сотни компаний «новой экономики», которые так и не смогли выжить в рыночных условиях. Сегодня все говорящие о непродуктивности электронного бизнеса во всех сферах, необходимости урезания расходов и введения платных услуг называются реалистами и превозносятся как менеджеры, хорошо знающие свое дело. 

     Было бы излишне упоминать, что и у того, и у другого лагеря существует немало как сторонников, так и противников. Как показывает практика, истина всегда оказывается где-то посередине. Не все компании, начавшие работать в Интернете, достигли небывалых высот, равно как и не все предприятия обанкротились. Если подводить предварительные итоги, то интересно взглянуть на тех, кто сегодня в глобальной Сети зарабатывает деньги и своим существованием доказывает критикам эффективность своей модели. Заранее оговоримся: речь пойдет только о зарубежных компаниях. 

Онлайн аукционы.

     Если руководителям интернет-аукционов сегодня скажешь о кризисе, то чаще всего в ответ получишь удивленный вопрос: какой именно кризис имеется в виду? Аукционы процветают и развиваются. Не все, конечно, но после того, как рынок избавился от нескольких неудачников, в этой нише продолжает действовать множество участников. Как же зарабатывают деньги эти онлайновые площадки? 
  Во-первых, за участие в аукционе взымается плата, которая сначала выражается в ничтожных суммах, однако по мере роста популярности площадки ручейки объединяются в довольно бурные реки.
  Во-вторых, онлайновые аукционы предоставляют участникам торгов различные дополнительные платные услуги. Если открыть веб-сайт интернет-аукциона, написав несколько скриптов, не представляет большой сложности, то безопасность покупателей и продавцов, их уверенность в порядочности другой стороны – это уже вопрос престижа и уровня доверия к аукциону. Именно этим лидеры данного бизнеса отличаются от самозванцев. 
  В-третьих, нередко владельцы успешно развивающегося проекта начинают продажу технологий. Подобные программные проекты аукциона могут быть востребованы, скажем, государственными структурами или местными газетами, которые не прочь создать аукцион на своем весьма узком рынке, не занимаясь созданием и поддержкой программного обеспечения самостоятельно. 

  PriceLine.com – интернет-компания, которая предлагает покупателям самостоятельно определить цену на искомый товар, а затем подыскивает предложения продавцов, соответствующие запросам клиентов, закончила второй квартал 2001 года с прибылью. Рыночная капитализация компании оценивается в 1,7 млрд. долларов.

     На сайте Priceline.com посетителю предложено шесть категорий товаров и услуг, на которые он может установить свою цену: авиабилеты, гостиничные номера, аренда автомобилей, международные телефонные переговоры, ипотечные ссуды и новые автомобили. После регистрации на сайте вы, допустим, заказываете билет от Москвы до Парижа за 400 долларов и указываете номер кредитной карты. 
     Priceline предупредит вас о том, что если удастся предоставить вам билет в указанные вами сроки по указанной цене, покупку нельзя будет отменить. После нажатия "Submit" робот Priceline начинает поиск в базе данных компании. База данных – самое ценное достояние компании. Именно в ней, например, авиалинии регистрируют свои скидки и указывают минимальную стоимость билета. 
     Не надо думать, что робот при этом ищет билет стоимостью 400 долларов. Таким образом деньги зарабатывать было бы чрезвычайно сложно. Программа Priceline проводит в базе данных поиск билетов от 300 долларов и выше. Сумма в 300 долларов здесь приведена условно, точная маржа является коммерческим секретом фирмы. Если Priceline найдет нужный вам билет за 300 или даже 390 долларов, сделка состоялась. С кредитной карты клиента будут сняты 400 долларов, вся разница между ценой билета и его реальной стоимостью уйдет в карман Priceline. В противном случае сделка будет считаться несостоявшейся и вам будет предложено повысить стоимость ставки. 

     Аналогичный процесс происходит и при покупке автомобилей, заказе гостиничных номеров и т. д. Секрет успеха компании – закрытые для широкого доступа базы данных и партнеры-участники, которые не прочь продать свои продукты по бросовой цене, лишь бы побольше. 
     Совет путешественнику: не ищите на Priceline билеты, которые вы собираетесь купить через месяц или два. Priceline – не магазин дешевых авиабилетов. Если бы авиакомпании продавали все свои рейсы таким образом, то остальные тур агентства просто разорились бы. Priceline содержит информацию о минимальных ценах на «горящие» билеты. Авиакомпании указывают роботу Priceline минимальную стоимость своих билетов только потому, что если им не удастся продать билет в Париж за 300 долларов, то на самолете будет еще одно пустое место. Участие в программе Priceline – это шанс получить деньги за места, которые иначе принесли бы ноль долларов дохода. 

     Следует заметить, что до недавнего времени банкротства Priceline ожидали буквально каждый день. Не проходило и недели, чтобы очередное технологическое издание не печатало статьи с упоминанием Priceline в качестве следующего кандидата на паперть. «Они были в коме девять месяцев, и некоторые уже звали священника. Теперь они готовятся к марафону» – так выразительно отозвался о Priceline аналитик компании Merrill Lynch Генри Блоджет (Henry Blodget). 

     Не хуже идут дела и у компании eBay, баланс которой регулярно показывает прибыль. Даже во времена кризиса среди интернет-компаний eBay показывала весьма неплохие результаты, не свойственные этому сектору. Рыночная капитализация eBay оценивается в 17,2 млрд. долларов. С другой стороны, аукционная модель предусматривает серьезные начальные затраты (в основном на программное обеспечение и маркетинг), а впоследствии при наличии известного сайта на маркетинге можно значительно сэкономить. Сегодня аукционы компании работают в США, Германии, Канаде, Австралии, Великобритании, Японии, Франции, Австрии, Италии и Южной Корее. 

     Недавно компания сообщила об открытии еще одного направления, которое, как надеются представители eBay, со временем также начнет приносить прибыль. Речь идет об электронных витринах, которые eBay предлагает малому бизнесу. eBay Store дает возможность независимому продавцу получить дополнительную аудиторию за счет посетителей популярного аукционного сайта. Все это, разумеется, за определенную плату. 

Поиск в Интернете.

     В тяжелые времена, когда закрываются сайты участники первой десятки рейтинга Media Metrix, в том числе популярный поисковик Go.com, успех поисковой машины привлекает внимание. 

  GoTo.com была создана интернет-инкубатором ideaLab! еще в то время, когда любые идеи в области электронной коммерции привлекали внимание и венчурный капитал. Рыночная капитализация составляет 1,3 млрд. долларов.
     Основной доход GoTo.com обеспечивают платные ссылки, которые выдаются пользователю поисковой машины. В борьбе с низким уровнем релевантности GoTo.com решила выставить первые позиции в списке ссылок, который выдается в ответ на запросы, на открытый аукцион. Любой желающий может открыть счет в GoTo.com и указать, скажем, какую сумму он готов платить за переход пользователя на свой сайт при показе своей ссылки на первой странице результатов поиска. 

     Если зайти на GoTo.com сегодня и набрать в строке поиска популярный запрос «web hosting», то мы увидим, что первая ссылка обошлась рекламодателю в $3,36. Точная цифра на момент публикации этой статьи может измениться, но если вы решите посетить эту ссылку, то указанная сумма перейдет из кармана рекламодателя на счет GoTo.com. Собственно показ ссылки, без клика на нее, не будет стоить рекламодателю ни цента. Хотите, чтобы ваш сайт стал первой ссылкой при поиске «web hosting»? Откройте счет в GoTo и сделайте ставку $3,37. Заплатите $1 за каждый переход, и вы будете счастливым обладателем ссылки № 31. 
     Другие товарные категории – скажем, запрос «Russia» – обойдутся дешевле: первая ссылка здесь стоит только 40 центов. 

     По мнению многих наблюдателей, нынешняя экономическая ситуация должна отрицательно сказаться на индустрии платной рекламы на поисковиках. Деньги теряют и крупные порталы, и менее популярные сайты, а объемы рекламы в Интернете впервые за долгое время снизились. Между тем GoTo.com открыто игнорирует эти негативные проявления. Компания теряет деньги, однако их объем во втором квартале этого года был таким незначительным, что есть основания надеяться на грядущую прибыльность поисковика. 
     30 июня компания отчиталась о потере 2,9 млн. долларов, что составило около 6 центов на акцию. Для сравнения: за тот же период прошлого года GoTo.com потеряла больше чем 20 млн. долларов. В третьем квартале компания собирается заработать первый миллион, вот только не общего дохода, а прибыли. GoTo.com ожидает увеличения оборотов во втором полугодии до 134 миллионов. Именно за счет увеличивающихся поступлений руководство рассчитывает и третий, и четвертый квартал закончить с позитивным балансом. 

     Не хуже дела обстоят и у «монстра» сетевого поиска – компании Google.  Как может зарабатывать деньги интернет-проект, созданный двумя студентами? Google, как и остальные поисковики, работает на рекламном рынке, предлагая клиентам размещение рекламных текстовых ссылок, которые выдаются роботом в зависимости от поисковых запросов. Данные рекламные ссылки очень четко выделены как коммерческие, и пользователь не путает их с результатами поиска. Тем не менее, как утверждает компания, многие посетители поисковика кликают на текстовые ссылки. 
     Еще в прошлом году президент компании Google Сергей Брин в интервью автору этих строк заявил: «У нас есть более 200 рекламодателей. После окончания рекламных кампаний больше половины клиентов подписывают новые контракты на размещение текстовых ссылок на страницах с результатами поиска». К сожалению, сведения о величине рыночной капитализации Google недоступны: акции компании принадлежат частным инвесторам и не котируются на бирже. 

     Вторая рекламная программа компании – автоматическое размещение текстовых баннеров. Как правило, этой услугой пользуются представители малого бизнеса. Автоматизированный процесс AdWords дает возможность рекламодателю при наличии кредитной карты открыть собственный счет, установить свои ставки на различные поисковые слова, представляющие для него коммерческий интерес, и создать текстовый баннер, который будет показываться при соответствующем поисковом запросе. 

     Для Google одним из основных источников прибыли является лицензирование поисковых технологий. Технология быстрого поиска нужной информации расценивается как приоритетное направление на корпоративном рынке. Если сотрудник получает почасовую оплату, то каждая минута, потраченная им на бесцельный поиск информации, не принесет прибыли компании. Даже начинающий капиталист поймет, что использование некачественных поисковых технологий при работе с большими массивами данных ни к чему хорошему не приведет. И здесь встанет вопрос о лицензировании успешной поисковой машины, предназначенной для удовлетворения собственных нужд или нужд клиентов. Именно этим и занимается Google.

     Третий квартал руководство Google рассчитывает закончить без потерь – заветный для любого капиталиста выход на ноль, после чего кривая получения прибылей устремляется вверх. Google на данный момент является лидером рынка поисковых технологий. На корпоративном рынке Google насчитывается около 130 клиентов, которые активно используют технологии компании для внутренних нужд. На пользовательском рынке поисковая машина Google обрабатывает около 100 млн. запросов ежедневно. 

Если GoTo.com была пионером в своей области, надолго став единственным поисковиком, который осмеливался показывать посетителям коммерческие ссылки (сегодня количество клонов перевалило за несколько десятков), то Google пришел уже на перенасыщенный и, казалось, малоинтересный рынок. На момент появления Google корпорации в борьбе за клиентов и драгоценные минуты пользователя внедряли другие сервисы, зачастую пренебрегая поиском. Как показывает опыт Google, пользователи все же предпочли качественный поиск без надоедливых дополнений в виде графических баннеров, предложений открыть бесплатный почтовый ящик и т. д. 

Следующая страница далее.

Перейти в раздел:
 Страницы: 1 2 комментарии : отправить статью по e-mail

Статьи по теме:
Последние статьи:

Опубликовать отзыв о статье:
Ваше имя:
E-Mail:
WWW:
Комментарий:

 *Комментарии появятся после проверки!