Костенкова Ольга (Finam.ru)
Небольшим компаниям становится все труднее удержаться на рынке. Все чаще владельцы, отчаявшись справиться с долгами и вывести бизнес на уровень рентабельности, бывают вынуждены уйти в бессрочный отпуск до лучших времен либо вовсе продать свое дело.
На сайтах магазинов готового бизнеса царит настоящая распродажа, предложений масса. Прибрести ту или иную компанию можно за любую цену и на любой вкус, вопрос лишь за компетентностью и умением торговаться. Некоторые умудряются "продаваться" по старым ценам. Или, по крайней мере, так заявляют. Ключевой фактор - ликвидность, т.е. попросту наличие желающих купить бизнес. Чем больше таковых, тем выше стоимость компании.
То, что предприятия уходят с рынка - процесс нормальный, уверен Антон Данилов-Данильян, председатель комитета по инвестициям ТПП РФ, экс-глава экономического управления администрации президента РФ, так было и в лучшие времена. "В Америке ежегодно несколько миллионов фирм разоряется и столько же создается. Мы, конечно, такими масштабами не оперируем, но схема одна и та же, только объемы у нас в сотни раз меньше", - комментирует ситуацию эксперт.
Неподготовленными к кризису оказались все, начиная с президента и заканчивая мелкой лавочкой, торгующей булочками у метро. На то он и кризис, что всегда приходит неожиданно, и при этом все начинают удивляться, что не предусмотрели трудности заранее. Меры пережить сложное время у каждого свои, главное взвешенно подходить ко всем решениям.
Распространенное в последнее время сокращение персонала в целях экономии - "верный" способ, ведущий к гибели компании либо потери части бизнеса, уверен Василий Иллювиев, управляющий компанией "ВС-оценка". Другое дело - оптимизация производительности труда на предприятии, которая поможет избавиться от неэффективных сотрудников. Григорий Крамской, бизнес-консультант консалтинговой компании "Экопси-консалтинг", вообще опасается, что частично может повториться история 98-го года. Масса людей в то время в результате потери бизнеса и сокращений оказалась "за бортом". При этом, по мнению эксперта, некоторым компаниям подобная встряска может пойти даже на пользу, - в случае, например, продажи бизнеса неэффективные собственники передадут дело в эффективные руки. "Любое кровопускание, если оно не приводит к абсолютной смерти, всегда полезно. Хочется верить, что так оно и будет", - надеется эксперт.
Надо рассматривать кризис как шанс, а не как закрытие дверцы, соглашается Данилов-Данильян. Особенно если власть использует кризисное время для снятия барьеров и стимулирования предпринимательской деятельности. Реальные возможности сейчас, по мнению экономиста, появились у людей, которые из-за высоких барьеров входа на рынок не могли позволить себе заняться бизнесом. Идеи, ориентированные на потенциальный спрос и перспективу, даже те, что раньше отвергались и рассматривались как сверхрисковые, сегодня реально могут сработать.
Особо благодатное время, по мнению Александра Иоффе, председателя Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, сейчас наступило для производителей макарон и тушенки в банках. Владельцы предприятий, выпускающих пищевую продукцию на основе отечественных ингредиентов, могут неплохо увеличить свою прибыль. Импорт дорожает с каждым днем, и потребители все больше интересуются дешевыми продуктами.
В целом желающим приобрести бизнес, по мнению экспертов, стоит рассмотреть варианты, рассчитанные на массовое потребление. "Если бы я обладал свободными ресурсами, обязательно рассмотрел бы бизнес по производству какой-либо "пищевки" либо приобрел бы небольшую авторемонтную мастерскую. Думаю, сейчас они будут пользоваться активным спросом. У больших красивых дилеров норма часа довольно серьезная, соответственно, потребители в целях экономии стали чаще обращаться в более дешевые авторемонтные сервисы. Вот как раз на таком небольшом предприятии можно неплохо и подзаработать", - рассуждает советник мэра Александр Иоффе.
finam.ru