Однако новым игрокам вряд ли удастся попасть на этот крайне закрытый рынок, считают эксперты. В аэропортах, например, пространство очень ограничено, присутствующий бизнес там давно устоялся, если и заключают договора на аренду, то на очень короткий срок, комментирует ситуацию Алексей Могила, директор департамента торговой региональной недвижимости Penny Lane Realty. "Вновь пришедшим долго работать не дадут. Мы сталкивались с тем, что больше чем на полгода договора не подписывают. Еще там невозможно арендовать большие площади - предлагают только 10-30 метров", - рассказал эксперт.
Вся аренда находится в управлении двух-трех крупнейших операторов, которые сдают помещения в субаренду под различные торговые марки, говорит Денис Кашуба, эксперт московского отделения "ОПОРы России", генеральный директор компании "TSA GROUP": "В аэропортах проходят свои тендеры по распределению площадей, заинтересованные лица выигрывают их всеми правдами и неправдами. Особенно выгодно участие в них "сетевикам". На цену арендной ставки напрямую влияет пассажиропоток - некий коэффициент определяется в конце месяца. В аэропорту все, как и в городе, - многое зависит от месторасположения и проходимости, самая дорогая площадь - это зона вылета".
Арендные ставки очень высокие - минимум $2 тыс. за кв. метр в год, жалуются предприниматели. Однако все затраты с лихвой покрываются за счет хорошей прибыли, высокая проходимость делает присутствие бизнеса в аэропортах очень выгодным, полагает Михаил Бурмистров, гендиректор компании "Infoline-Аналитика". Например, различные кафе, расположенные в зоне вылета, по словам одного из арендаторов, зарабатывают очень хорошо, - оборот у них в 3-4 раза выше, чем в любой такой же точке в центре Москвы. Однако трудностей, связанных в частности с безопасностью и логистикой, у "аэропортного" бизнеса тоже много.
Сложен даже не сам порог входа на этот рынок, отмечает г-н Кашуба. Арендатору нельзя предложить уже существующий товар, главные архитекторы аэропорта сами принимают все проекты на рассмотрение, и до всего "докопаются", предстоит очень сложное согласование со всеми службами аэропорта. "Представьте, если предпринимателю сложно арендовать площадь даже в обычном торговом центре Москвы, то здесь затраты и сложность можно смело увеличивать в десять раз", - уверяет эксперт.
При этом duty free в российских аэропортах явно проигрывают своим европейским конкурентам. Довольно скудный ассортимент и цены, почти неотличимые от среднерыночных, давно развеяли миф, что покупки там качественнее и дешевле. В то время как в других странах количество хороших магазинов в зонах беспошлинной торговли зашкаливает, отмечает Алексей Могила. "Крайне ограниченный набор товаров, - говорит эксперт Penny Lane Realty. - А учитывая, что русские перед отпуском готовы покупать много и дорого, могли бы как-то расширить ассортимент". У России, как известно, свои особенности, добавляет Денис Кашуба. "Например, в Австрии один duty free на весь городок, и там есть практически все. У нас же основной товар - это алкоголь, в этом русская ментальность. И если наш человек летит за рубеж, то часы он купит, скорее всего, в другой стране, и даже дешевле".
При этом, как говорят сами сотрудники российских duty free, алкоголь и парфюмерию зонах беспошлинной торговли можно приобретать совершенно смело - подделок не бывает. Все остальное, по слухам, "штампуется", в одном месте. И претензий, в случае чего, предъявлять будет некуда. "Основная проблема в том, что таможенная территория не затрагивает закон о защите прав потребителей, - отмечает адвокат Дмитрий Лесняк. - И по этой причине продавец не обязан предоставлять вам информация в том объеме, как в обычных магазинах". Правда, и случаи жалоб со стороны потребителей в отношении duty free адвокат тоже не вспомнил.
Интересно, что почти половина туристов думает, что в duty free стоимость товаров снижена как минимум на 20% по сравнению с обычными магазинами. На самом же деле цены в зонах беспошлинной торговли ниже всего на 6%. Такие данные следуют из отчета британских экспертов, опубликованном на портале Cheap Flights. Там отмечается, что самые выгодные покупки совершаются лишь в десяти зонах беспошлинной торговли, четыре из которых расположены в аэропортах Европы. Лидером оказался лондонский аэропорт Хитроу с dute free площадью около 48 000 кв. м. Также лучшие dute free расположены в амстердамском аэропорту Схипхол, в Цюрихе и во Франкфурте. Неплохие цены в dute free аэропортов Дубая, Майми, Йоханнесбурга, Сеула, Ванкувера и Гонконга. Российские duty free в этот рейтинг не вошли.
finam.ru