Актерские курсы и бизнес

Каким образом в массовом сознании на сегодняшний день воспринимаются актерские курсы? Для многих  — это своеобразный путь к возможности сниматься в сериалах (благо сегодня на любые роли могут взять без профильного образования – был бы, как говорится, человек хороший) или способ интересного проведения досуга. Модели, домохозяйки и ученики старших классов среднеобразовательных школ записываются на курсы актерского мастерства, подбирая их себе по принципу «где бы лучше провести время», ставя их в один ряд с непрофессиональными занятиями танцами, вокалом «для себя» и популярной сегодня йогой. Естественно, для такого положения вещей есть предпосылки. Сегодняшние актерские курсы в России удовлетворяют запрос только в области развлечения. Но бывает ли иначе и нужно ли это?

Бывает и нужно. Во всем мире, помимо государственных школ актерского образования существуют частные театральные школы, которые на равных конкурируют с первыми. Это абсолютно естественная ситуация. Особенно ярко проявила себя данная система в США. Частные заведения, предлагающие серьезную подготовку в области актерского творчества, разбросаны по карте США и конкурируют между собой. Выпускники этих школ работают на Бродвее и в Голливуде. Практически все из голливудских знаменитостей время от времени проходят тренинги в актерских школах, чтобы «не терять форму». Актерские курсы в США предлагают различные форматы обучения, как для профессионалов, так и для тех самых моделей, старшеклассников и домохозяек.

В России, не смотря на то, что она является «родиной» американской школы актерского мастерства (через Ли Страсберга), ситуация несколько иная. Свободная конкуренция в области театрального образования отсутствует. «Как бы» конкурируют основные государственные театральные институты (в Москве это: ГИТИС, Щукинское и Щепкинское театральные училища, ВГИК и Школа-студия при МХТ), хотя, естественно, настоящей конкуренцией данный вид соперничества назвать сложно.

Для того, чтобы у нас возникли актерские курсы, в достаточной степени профессиональные, но, одновременно с этим, независимые от государства, нужно, чтобы появились независимые театры. Ведь, как правило, актерские и режиссерские курсы появляются именно при театрах. Сначала появляется труппа, театральный организм, завоевывающий внимание и любовь публики, затем ему требуется новое поколение артистов, он хочет двигаться вперед в своем развитии, и вот появляется школа-студия при театре. Кстати говоря, практически все основные театральные школы России появились именно таким образом. Однако произошло это очень давно, и с тех пор они стали «академическими». А любой академизм без серьезной альтернативы становится догмой и «костенеет». Именно это и произошло с нашими театральными ВУЗами.

Если с «профессиональными» актерскими курсами мы разобрались, то с «прикладными» не все так ясно.  Не будет большой новостью, если мы скажем, что в той же Америке практикуется иной вид актерского образования, он посвящен внедрению актерских технологий в сферы бизнеса. Естественно, что речь, в первую очередь идет о том, чтобы ученики на подобных курсах приобретали коммуникативные навыки, могли посмотреть на возможности общения с иной, нежели они привыкли, точки зрения (тут о коммуникативных курсах можно прочитать подробнее). Много ли подобных курсов у нас? Пожалуй, не очень. В чем причина?

Причин много, однако, назовем некоторые, особенно бросающиеся в глаза. В первую очередь, это неготовность самих актеров преподавать актерские технологии для бизнес-целей. Здесь можно вспомнить, что многие из них заканчивали только театральные вузы и элементарно не знают, каким образом можно применять эти навыки в бизнесе. Для этогонужно быть одновременно и человеком театра и человеком бизнеса. Если в США с их культом предпринимательства, актер – всегда бизнесмен (часто в ущерб художественной составляющей фильма или спектакля, талантливый режиссер и актеры делают ставку на финансовую составляющую проекта), то в России такие люди – редкость.

Вторая проблема – это (пока) малая готовность, российского бизнеса признавать пользу актерских технологий в межличностных коммуникациях. Это тоже естественно, так сложились представления о профессиях в России, что вообразить себе, что «серьезная» российская компания будет вкладывать деньги в обучение своих сотрудников актерскому мастерству, сложно. Тем не менее, далеко ходить за примерами такого вложения денег в обучение сотрудников не надо. Не так давно один из владельцев всемирно известной азиатской фирмы, занимающейся производством компьютерной техники, отослал своего сына (входящего в совет директоров компании) обучаться актерскому мастерству в известный российский театральный ВУЗ.
Применение актерских технологий в коммуникациях – это один из лучших методов управления межличностными отношениями. Вот лишь некоторые из областей, в которых можно (и необходимо) применять актерские технологии:

1. Продажи. Все предприниматели и топ-менеджеры знают о фазах продаж, приблизительно (или в совершенстве) владеют технологией и психологией продаж. Принято разделять процесс продажи на 5-6 ступеней (перечислять их сегодня не будем, любой бизнес-тренер повторяет это на каждом своем тренинге). Однако, те две ступени, от которых на 70 процентов зависит успех мероприятия, мы обозначим. Это установление контакта и презентация. Актерские технологии установления контакта с покупателем – это увлекательная и эффективная наука. Про презентации говорить не приходится, понятно, что профессиональный актер может «вкусно» подать любую услугу или товар.

2. Переговоры. Умение человека использовать актерские технологии в переговорах значительно увеличивают его шансы на успешный их финал.

3. Публичные выступления. Здесь, думаем, все и так ясно.

Подводя итоги статьи, мы можем сказать, что, несмотря на отсутствие в России независимых профессиональных театральных курсов, актерские курсы для нужд бизнеса могут и уже начали появляться в Москве и других крупных городах.


Комментировать