Сложное плетение, на фоне которого изображены грифон и кентавр, свидетельствует о больших навыках новгородских мастеров в подобного рода резьбе и дает основание думать, что она возникла не в XI в., а намного раньше. В качестве одного из главных декоративных мотивов ленточное плетение пройдет через весь XI и XII вв.
На фасадах славянских храмов были и резные изображения людей. Возможно, что трехглавые личины на фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском следует считать пережиточными мотивами такого декора.
Резные изображения на храмах языческой эпохи раскрашивались в разные цвета. Эта любовь к красочности определила своеобразие архитектуры и последующего христианского времени.

В конце X — начале XI в., после образования Киевского феодального государства, происходит подъем монументального зодчества. Он был возможен только на основе расцвета древнерусских ремесел. На строительстве храмов и дворцов эпохи Владимира и Ярослава Мудрого трудилась не одна тысяча человек, среди которых были каменщики, мраморщики, резчики, гончары, мозаичисты, владевшие техникой обжига огнеупорного кирпича, выделки оконного стекла, цветной смальты и г. д. Монументальное строительство, декоративное оформление новых грандиозных храмов и княжеских дворцов должны были возвеличивать княжескую власть и укреплять молодую русскую государственность.