"Передай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся." (Пр.16:3)
сегодня - 20.09.2019
контакты карта сайта идеи форумы книги RU EN

Каталог портала Скайфэмели Идеи Каталог | Карта | Администрирование

Запретить ГМО!

Источник http://www.kislorod-books.ru/journal/obschestvo/stati/zapretit-gmo.html

автор: Ирина Ермакова

21 век – это не только век новых достижений, но и новых угроз для нашей цивилизации. И одной из таких угроз является масштабное распространение генетически модифицированных организмов (ГМО). Биотехнологи, политики и экономисты возлагали большие надежды на широкое применение ГМО) в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Этот интерес был связан с тем, что ГМ культуры, устойчивые к химикатам, насекомым и неблагоприятным погодным условиям, должны были давать большие урожаи практически в любом регионе планеты. Предполагалось, что с помощью генетически модифицированных, или трансгенных культур, можно спасти население планеты от голода. Почему же в мире идёт активная борьба против ГМО? Идея ускорить процесс эволюции и заменить селекцию новыми биотехнологическими методами, несомненно, заманчива. Но может ли человек вот так спокойно без последствий вмешиваться в геном живых организмов? Ещё в 2000 году было опубликовано Мировое заявление ученых об опасности генной инженерии и ГМО (World Scientists Statement …, 2000), а затем и Открытое письмо ученых правительствам всех стран о недопустимости использования ГМО в продуктах питания, которое подписали 828 ученых из 84 стран мира (Open letter …, 2000).  В 2011г было собрано около двух миллионов подписей против ГМО. Борцы против ГМО обратились ко всем общественным, политическим и экологическим организациям остановить масштабное распространение плохо изученных генетически модифицированных организмов. Они писали, что ГМО пока только для экспериментов, их нельзя использовать в продуктах питания и в коммерции.

Почему же ГМО опасны?  Причин опасности генетически модифицированных организмов много.  Но основной, как считают учёные, является несовершенство самих технологий, применяемых для получения новых генетически модифицированных организмов, к которым относятся ГМ бактерии, ГМ растения и ГМ животные. Экспериментальные проверки и тестирования показали, что создаваемые с помощью неправильных технологий ГМ организмы опасны для человека и окружающей среды. По мнению ряда учёных ГМО могут оказаться страшнее атомной бомбы и привести не только к заболеваниям и высокому уровню смертности, но и запустить глобальное бесплодие живых организмов, что неизбежно приведёт к разрушению биосферы планеты.

Что такое ГМО?
Получение ГМО связано со «встраиванием» чужого гена в ДНК других растений или животных (производят транспортировку гена, т.е. трансгенизацию) с целью изменения свойств или параметров последних (Кузнецов и Куликов, 2005), например, получение растений, устойчивых к заморозкам, или к насекомым, или к пестицидам и так далее. В результате такой модификации происходит искусственное внедрение новых генов в геном организма, т.е. в тот аппарат, от которого зависит строение самого организма и следующих поколений.
Опасность ГМО может быть обусловлена несколькими причинами. Большое значение имеют, какие именно гены встраиваются. При этом в процессе внедрения гены могут как сами мутировать, т.е. изменяться, так и оказывать негативное воздействие на геном организма-хозяина. В результате активности внедренных генов могут образовываться неизвестные токсичные белки, вызывающие токсикозы или аллергию у человека и животных. К тому же растения могут аккумулировать гербициды и пестициды, к которым они устойчивы и вместе с растением человек будет поглощать токсичные химикаты. Но особое внимание надо обратить на способы встраивания гена, которые еще очень несовершенны и не гарантируют безопасности растений, созданных с их помощью. Дело в том, что для встраивания гена используют вирусы, транспозоны или плазмиды (кольцевые ДНК), способные проникнуть в клетку организма и затем использовать клеточные ресурсы для создания множества собственных копий или внедриться в клеточный геном (как и «выпрыгнуть» из него) (World scientific statement…, 2000). В настоящее время наиболее распространенным генетическим аппаратом для внедрения генов при создании ГМО является кольцевая ДНК (или плазмиды) определённой бактерии - опухолеобразующей почвенной бактерии.

Учёные долго бились над тем, как внедрить ген в геном другого организма, т.е. осуществить перенос гена. Наиболее распространенным способом является использование в качестве переносчиков реконструированных генов бактериальных плазмид (внехромосомных кольцевых ДНК). Плазмида в бактерии служит транспортом для доставки любого гена. Обычно бактериальные плазмиды легко переходят от бактерии к бактерии, но не к растениям. К счастью или к несчастью была обнаружена бактерия, которая «умела вводить» гены в растения и «заставлять» их синтезировать нужные ей белки. Такой бактерией была почвенная бактерия Agrobacterium tumefaciens, являющаяся виновницей образования растительных наростов – галов (растительных опухолей). После заражения растения определенная часть плазмидной ДНК (Т-ДНК) встраивается в хромосомную ДНК растительной клетки, становясь частью ее наследственного материала. Растение начинает продуцировать нужные для бактерий питательные вещества. Ученые научились заменять гены в Т-ДНК плазмид бактерий нужными генами, которые предполагалось вводить в растения. Таким образом, используя плазмиды агробактерий и природный механизм горизонтального переноса человек научился внедрять нужные ему гены в разные растения. К сожалению, при этом не обратив внимания на то, что плазмиды или их фрагменты, являясь ДНК, дают многочисленные копии и начинают жить в чужом организме своей «жизнью».

Далее